Институт современного развития провел пресс-брифинг, на котором были представлены итоги деятельности Института за март-июль 2008 года.
Открывая брифинг, председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс рассказал, что в начале года ИНСОРу было поручено разработать рекомендации по восьми направлениям: реформa пенсионной системы, реформa системы здравоохранения, инновационная модель российской экономики, дальнейшее совершенствование российской судебной системы, формирование и рост среднего класса, реформа местного самоуправления, борьба с коррупцией, развитие демократии в России.
По мнению И. Юргенса, Институту удалось привлечь к работе уникальный коллектив экспертов. «Наши рекомендации, разработанные в ходе активной дискуссии между экспертами, являются, по сути, реформаторскими, – сказал Игорь Юргенс, – Мы надеемся, что предложения, которые Институт направил в Администрацию Президента и Правительство РФ, станут поводом не только для дальнейшего обсуждения, но и для последовательного принятия конкретных мер для решению первоочередных задач».
В пресс-брифинге также приняли участие:
- Евгений Гонтмахер, директор ИНСОРа по социально-экономическим проблемам развития;
- Борис Макаренко, директор ИНСОРа по общественно-политическим проблемам развития;
- Алексей Царегородцев, директор ИНСОРа по проблемам развития информационного общества;
- Леонид Григорьев, Президент Института энергетики и финансов;
- Никита Масленников, старший эксперт ИНСОРа.
Отвечая на вопросы журналистов, представители ИНСОРа затронули ряд наиболее актуальных тем.
В частности, говоря о формировании и росте среднего класса, являющемся одной из приоритетных тем для Института на 2008-й и последующие годы, Евгений Гонтмахер пояснил, что эксперты Института рассматривают средний класс не как цель, а как индикатор развития общества. Одной из задач модернизации является создание такого общества, в котором средний класс будет составлять более 50%.
Продолжая тему, Леонид Григорьев отметил: «Средний класс – это не однородная масса между бедными и богатыми. Зарубежом выделяют семь уровней внутри среднего класса, у нас же часто путают средний класс в целом c высшим средним классом». В течение года Институт должен разработать и представить Президенту РФ Д.Медведеву «Национальный план по развитию среднего класса».
Продолжая социальную тему и говоря о пенсионной системе, Игорь Юргенс отметил, что вариант, предлагаемый Институтом, является умеренно-радикальным. Евгений Гонтмахер рассказал, что Институт ставит своей целью предложить не налоговую реформу, а целесообразную программу по реформированию пенсионной системы. В ее основе лежит снижение нагрузки на федеральный бюджет. Сегодня наблюдается повышение государственных расходов по этой статье – при такой динамике в 2020 г. расходы на пенсионное обеспечение составят 20% бюджета (сейчас — 6%). В соответствии со сформулированными Институтом предложениями, пенсии нынешнего поколения пенсионеров должны оплачиваться из бюджета, но в дальнейшем необходим переход к накопительной системе.
Комментируя тему борьбы с коррупцией и динамику в этом направлении, Борис Макаренко сказал: «Исправить Законодательство до конца 2008 года не реально, но можно определить «план законотворческих работ» по борьбе с коррупцией». Особое внимание, по его мнению, необходимо уделить мерам по оптимизации госуправления, а также образованию и просвещению будущих госслужащих на этапе обучения в ВУЗах. На этапе анализа проблемы эксперты Института пришли к интересным выводам: на начальном этапе общество является плохим союзником по борьбе с коррупцией ввиду широкого распространения (и принятия) бытовой коррупции. В этой связи инициатива должна исходить именно от власти.
Рекомендации Института в этом направлении будут направлены Президенту РФ в ближайшее время.
Одним из шагов, предпринятых Институтом в рамках работы над инновационной моделью развития российской экономики стала подготовка аналитического доклада «Развитие инновационного сектора экономики». По словам Игоря Юргенса, кроме государства, никто не может поддержать фундаментальную науку, поэтому важность усилий в этом направлении трудно переоценить. Институт имеет положительный опыт работы в этом направлении, в том числе методом форсайта в области информационно-коммуникационных технологий, одобренных руководством страны. В частности, было выделено 78 технологий, из которых затем методом выбрали 8, являющихся действительно уникальными. Но все это невозможно без вмешательства государства, так как требуется целый комплекс мер — от предоставления налоговых льгот до введения пошлин на аналогичные технологии из-за рубежа. Эти технологии имеют все шансы конкурентоспособности на мировом рынке.