Аналитический бюллетень, выпуск 1(8), январь 2013

24 января 2013

Вышел в свет январский выпуск ежемесячного аналитического бюллетеня Института современного развития. Темы номера: внешняя политика США; ситуация в Сирии; "мягкая сила" и частно-государственное партнерство; "акт Магнитского"; Афганистан в преддверии вывода МССБ; перспективы китайской экономики.

Выпуск 1(8), январь 2013

 

В номере:

И. Юргенс. Внешняя политика второго срока Обамы

«Объявлены и имеют очень большие шансы быть утвержденными конгрессом США кандидаты на посты государственного секретаря, министра обороны и директора Центрального разведывательного управления. Всё это люди хорошо известные как в Соединенных Штатах, так и далеко за их пределами. Тот факт, что именно эта тройка была выбрана Обамой, говорит о многом. Во-первых, все трое имеют репутацию умеренных. Во-вторых, в отличие от первого срока, Обама подобрал людей не для сглаживания противоречий внутри команды…, а для слаженной работы единомышленников».

 

И. Юргенс. К обстановке в Сирии

«Можно предположить, что в отсутствие согласованного иностранного вмешательства гражданская война в той или иной форме продлится до момента истощения одной из сторон. С учетом расходуемых средств и той политической ставки, которую делают страны Персидского залива (не говоря о западной поддержке) пока шансы правительства Асада не выглядят предпочтительными». Но и поддержка оппозиционерам со стороны Запада и умеренных арабских стран, по видимости, ослабевает. «В этой ситуации вмешательство извне, предпочтительно с мандатом Совета Безопасности ООН, становится все более реальным».

 

С. Кулик. Репутация России за рубежом и частно-государственное партнерство

Использование возможностей и преимуществ НКО — одна из важных составляющих политики «мягкой силы». Даже «при ограниченности намечаемых приоритетных задач формирования и развития образа страны все же придется обратить самое пристальное внимание на принцип частно-государственного партнерства… В отличие от других ведущих государств, к учету опыта которых часто призывали наши официальные лица, у нас этот принцип никогда не был внедрен на практике в сопоставимых масштабах. Игнорирование его роли… неизбежно будет тормозить процесс проведения политики «мягкой силы»».

 

С. Кулик. «Акт Магнитского»: к развитию событий

«Инициативу принятия «акта Магнитского» в США начали обсуждать еще пару лет назад. Соответствующие сигналы уже тогда читались в Москве. У нее было достаточно времени для подготовки, как заявлялось, «адекватного и асимметричного ответа». С асимметричностью действительно получилось. А вот с адекватностью — явная неувязка. Возможно, этому способствовали расчеты на более мягкий вариант закона. Так или иначе, с последствиями для репутации страны нам придется иметь дело в постоянном и, не исключено, в длительном режиме».

 

И. Юргенс. Афганистан и Центральная Азия в преддверии вывода МССБ

«Вывод международных сил содействия безопасности из Афганистана в 2014 г. вызывает серьезную озабоченность мирового сообщества в целом, а также России, КНР и стран Центральной Азии в особенности, в связи с предсказуемыми угрозами роста в регионе терроризма, наркоторговли и других сопутствующих явлений». Нарастает необходимость скоординированных международных действий. Но «Запад не проявляет здесь ни дальновидности, ни активной позиции. Целый ряд очень важных и конкретных инициатив ОДКБ, адресованных НАТО, проигнорирован. Американский проект «Нового шелкового пути» потенциально мог бы оживить торгово-экономические связи в регионе, но очень далек от конкретного воплощения в жизнь. ШОС колеблется в связи с разнонаправленными интересами основных членов. Всем этим только повышается возможное значение активной, разумной и выверенной политики России в регионе».

 

Н. Масленников. Многовариантные перспективы китайской экономики

Главный вызов Китаю — «необходимость поддержания в ближайшие годы темпов роста не ниже 7% при одновременной безотлагательности смены старой экстенсивной ресурсозатратной экономической модели на новую, ориентированную на внутренний спрос и интенсивное ресурсосбережение». «…Процесс институциональной перезагрузки в экономике Китая вышел на старт. Возможен ли он без перемен в политической системе? Опыта убедительных положительных ответов на этот вопрос в новейшей мировой истории пока не наблюдается… Структурные проблемы капитализма на стероидах, сложившегося в КНР, чем дальше, тем все больше оказываются ограничениями перехода в новое качественное состояние глобальной экономики в целом. Поэтому на Китай нужно смотреть не сквозь «розовые очки», а трезво и взвешенно. Перспективы его развития остаются многовариантными».