Местное самоуправление в России: многообразие сложившихся практик и нынешние тенденции регионального развития

5 февраля 2009

В Институте современного развития состоялась презентация результатов региональных полевых исследований и аналитического доклада «Местное самоуправление в России: многообразие сложившихся практик и нынешние тенденции регионального развития». 

В ходе круглого стола озвучены результаты региональных полевых исследований, проведенных Институтом современного развития в июне-декабре 2008 года в 16 субъектах Российской Федерации.

В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, ведущие российские эксперты в области местного самоуправления.

Социологические исследования включали в общей сложности 145 фокус-групп с населением, представителями малого и среднего бизнеса, неправительственных организаций, средств массовой информации, экспертных групп с теми, кого принято называть «муниципальным сообществом» - главами муниципальных образований, депутатами их представительных органов, руководством местных администраций. Параллельно был проведен стандартизированный анкетный опрос участников экспертных групп – представителей муниципального сообщества.

Выборка определялась таким образом, чтобы обеспечить максимальную репрезентативность территорий, отличающихся по географическим и социально-экономическим характеристикам, менталитету населения, политическому режиму, уровню урбанизации, стадии муниципальной реформы. Поэтому исследование позволило не только выявить основные проблемные узлы сегодняшней российской муниципальной практики, но и понять рамки возможных действий по ее совершенствованию.

Результаты исследования позволяют говорить о двух важнейших закономерностях:

1) чем ближе местное самоуправление к людям, чем ниже территориальный масштаб его осуществления, тем более заинтересованы в нем граждане;

2) чем выше ресурсная база местного самоуправления, его возможность влиять на происходящие в городе или селе процессы, а также – чем выше информированность жителей, тем большую муниципальную активность проявляет население.

Кроме того, прослеживается очевидная специфика самоуправления в городах и на селе. Жители сельской местности, несмотря на более консервативный менталитет, готовы к более активному участию в местном самоуправлении, понимая под ним, прежде всего, близкий и доступный поселенческий уровень. Однако ресурсная слабость поселений сдерживает подобную активность. Как население, так и муниципальное сообщество склонно воспринимать муниципальные органы района скорее в качестве исполнительного инструмента региональных властей, который перестал быть автономным и завязанным на жизнеобеспечение местного населения. В городских округах муниципалы больше ориентированы на самостоятельность; население же отмечает организационные проблемы, связанные с правом местного сообщества самому решать вопросы управления жизнью в муниципалитете.

Анализ позволил выявить, что и население, и муниципальные управленцы  воспринимают положительно идею подотчетности муниципальных органов населению. Большинство из них высказывается за выборные механизмы формирования органов местного самоуправления гражданами (включая и выборы глав). Модель сити-менеджера находит как сторонников, так и противников, причем перевес на стороне скептиков. Оценивая работу органов местного самоуправления, население склонно акцентировать внимание на личных качествах руководителей, а сами муниципалы обозначают имеющиеся организационные и финансовые проблемы (дефицит кадров, слабая материальная база).

В целом большинство респондентов считают, что местное самоуправление способно стимулировать инновационное развитие территории, создание новых рабочих мест, открытие новых производств, может повлиять на изменение культурной среды.

Аналитический доклад «Местное самоуправление в России: многообразие сложившихся практик и нынешние тенденции регионального развития».