Публикации

Е. Гонтмахер. Без косметики. Антикризисные меры дают импульс новой экономике

By 24.03.09 2 февраля, 2021 No Comments

Материал опубликован в «Российской газете» — Федеральный выпуск №4873 от 24 марта 2009 г.

Развитие кризиса потребовало от правительства уже не просто формирования таблички с набором конкретных мер, как это было сделано в ноябре прошлого года, но и публичного объявления своей социально-экономической идеологии. Это ключевой факт в горячих спорах о выборе вектора будущего развития нашей страны.

Есть такая «партия» экспертов, которая предлагает ничего не трогать в сложившейся системе, так как у нее вроде бы очень большой запас прочности. Небольшая антикризисная косметика — вот и вся стратегия. На эту точку зрения правительство заявило: «У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов». Это очень важное признание. Несмотря на огромный приток денег от экспорта сырья, мы так и не смогли трансформировать их в осовременивание экономики, в замену неэффективных, отсталых рабочих мест массовой возможностью заниматься интенсивным и высокопроизводительным трудом с достойной его оплатой. 

Почему это произошло? Так и не был найден баланс между государством, его участием в экономической жизни и частной инициативой. В этом смысле формирование Стабилизационного фонда было единственно возможным разумным решением. Тем более что, как оказалось, в кризисное время средства, накопленные в его двух наследниках (Резервном фонде и Фонде национального благосостояния) оказались спасительной подушкой безопасности. 

Но, как отмечает правительство, «теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста » . А для этого » приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечен и в кризисных условиях». Тем самым правительство однозначно выбрало тот рычаг, с помощью которого и будет идти развитие страны. 

Но и этого недостаточно. 

Нужно, во-вторых, действительно начать упомянутые в программе институциональные социальные реформы. 

Так, в сфере охраны здоровья, где кризис вскрывает множество новых болячек нашего населения и в то же время уровень благосостояния снижается, нужно все-таки посмотреть правде в глаза. И понять, что среднесрочная перспектива российского здравоохранения — в формировании общественной (бюджетной) модели, которая дополняется доступной и опекаемой государством системой добровольного медицинского страхования. 

Что касается образования, то кризис дает счастливую возможность (раз уж этого не сделали ранее) навести там элементарный порядок. По признанию министра образования и науки Андрея Фурсенко, из трех тысяч вузов две тысячи надо закрыть из-за того, что они не дают реального высшего образования. Зато надо укреплять систему начального и особенно среднего профессионального образования. Это тем более важно, потому что неизбежная структурная перестройка экономики уже начала высвобождать сотни тысяч (если не миллионы) людей, у которых нет необходимых квалификаций для того, чтобы найти высокооплачиваемое место на рынке труда. 

Хочу напомнить, что квалифицированный рабочий должен иметь образование в объеме не только средней школы, но и техникума (колледжа). 

И последнее, но самое важное. 

В нашей истории, в том числе недавней, мы имеем массу примеров, когда даже самые правильные документы заканчивали свою жизнь ровно в момент публикации. Поэтому правильно, что правительство призвало к широкому обсуждению своей Программы антикризисных мер на 2009 год. Но и этого недостаточно. Нужно создать специальный институт, формальную площадку, на которой этот документ не просто был бы обсужден, но и постоянно мониторился с точки зрения своей конкретной реализации. Этот «круглый стол» мог бы включать наряду с авторами программы представителей экспертного сообщества, бизнеса, творческой интеллигенции, СМИ. Рекомендации этого института могли бы регулярно доноситься и до правительства, и до президента, включая непосредственный диалог с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. Мне кажется, что тогда шансы на реализацию заложенных в программе принципов были бы существенно выше. Это жизненно важно для России, которой предстоят непростые времена выхода из системного кризиса, в котором она очутилась.