Публикации

Е. Гонтмахер. Рынок труда: готовы к работе

By 19.11.08 8 февраля, 2021 No Comments

Статья опубликована в газете Ведомости от 19.11.2008, №219 (2241)

В  числе 55 пунктов, взятых на вооружение правительством в его борьбе с ветряными мельницами мирового финансового кризиса, всего лишь четыре касаются ситуации на российском рынке труда.

Предполагается, во-первых, организовать еженедельный мониторинг «увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организации»; во-вторых, организовать работу консультационных пунктов, горячих линий и предувольнительных консультаций для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр; в-третьих, повысить расходы на активные программы поддержки безработных и, в-четвертых, увеличить размер причитающегося им пособия.

Все планируемые и реализуемые меры правительства (последний пункт уже выполнен: пособие по безработице поднято с 3124 до 3400 руб. в месяц), безусловно, правильные. Но они имеют выжидательно-пассивный характер. Как будто бы на российском рынке труда ничего не происходит, кроме временных «затруднений».

На самом деле нынешний финансовый и экономический кризис в нашей стране серьезно (если не радикально) меняет очень многое в сфере занятости.

Обстоятельство первое. Уже происходит высвобождение, видимо, нескольких сотен тысяч вспомогательного (офисного) персонала, части работников бюджетной сферы. Затем, скорее всего, на улице окажется и не меньшее число людей, уволенных с основных производств. Вся эта масса хлынет в государственные центры занятости, которые готовы предложить для них в основном второсортные вакансии. Но и они во многих местах закончились. Это говорит о том, что значительная часть людей, даже имея диплом о высшем образовании, готова в кризисные времена идти практически на любую работу (кроме, может быть, самой неквалифицированной), в том числе и с потерей части прежнего заработка.

Обстоятельство второе. Люди не просто готовы на любую работу, но и готовы приобретать новую специальность. Но мощностей центров занятости крайне мало, тем более что после передачи их из федерального в региональное ведение многие из них деградировали.

Обстоятельство третье. Значительная часть нашей рабочей силы уже созрела для более мобильного перемещения по территории страны туда, где есть работа и более или менее сносная ее оплата. Но отпугивает прежде всего вопрос о жилье. Известно, что междугородный обмен чрезвычайно хлопотен по времени и стоит немалых денег. Кроме того, для семейного человека весьма важен вопрос об обучении детей, возможностях досуга, общения и т. п.

Перечисленные выше три новых обстоятельства говорят о том, что российский рынок труда благодаря кризису может наконец нормализоваться:

число и структура вакансий будут существенно приближены к количеству реальных претендентов на их занятие;

исчезнет распространившийся в последние годы диктат работника в отношении работодателя в вопросах оплаты труда, что во многих секторах оторвало рост заработка от увеличения производительности и результативности труда;

войдет в норму территориальная и межотраслевая мобильность работника.

Но для того чтобы добиться нового — более эффективного — состояния рынка труда, нужно заняться изменением институтов, влияющих на его функционирование. Что могло бы войти в первоочередной пакет?

1. Необходимо сформировать всероссийский банк данных о вакансиях, включив в него и информацию, находящуюся в распоряжении частных рекрутинговых агентств. Для этого правительство должно предоставить данным агентствам пакет налоговых льгот, объем которых может напрямую зависеть, например, от числа людей, трудоустроенных этими структурами.

2. Следует договориться с работодателями (например, через их объединения) о предоставлении данных обо всех имеющихся вакансиях в указанный выше банк данных либо напрямую, либо через государственные центры занятости или частные рекрутинговые агентства.

3. Государственные центры занятости должны не просто увеличить расходы на активные программы поддержки безработных, как это предлагается правительством, но и давать выпускникам этих курсов гарантии последующей занятости. При этом условием переподготовки для безработного гражданина должно стать его письменное согласие на последующее трудоустройство и отработка не менее одного года на этом рабочем месте.

4. Следует разработать проект федерального закона о добровольном страховании от безработицы, согласно которому взносы работника на эти цели не облагаются подоходным налогом, работодатель (в определенных пределах) может производить такие взносы в счет сумм, идущих на обязательное социальное страхование.

5. Необходимо ввести порядок, согласно которому работодатель, трудоустроивший зарегистрированного безработного, получает вычет из налогооблагаемой базы (например, по налогу на прибыль). Такой же вычет мог бы быть введен и для предприятий малого бизнеса, работающих по упрощенной системе налогообложения.

6. Пора приступить к формированию механизмов, стимулирующих межрегиональную миграцию российской рабочей силы. Для этого понадобится, кроме создания упомянутого выше всероссийского банка вакансий, оплата из бюджетных средств стоимости переезда, а также привлечение риэлторских структур, обеспечивающих за государственный счет оказание полного пакета услуг по поиску, а затем межрегиональному обмену (покупке, аренде) жилья. Стоимость данных услуг возвращается государству мигрантом в случае его отказа от предлагаемого ему рабочего места или отработки на нем срока ниже минимально установленного (например, один год). Работодатель, трудоустроивший зарегистрированного безработного из другого региона, может претендовать на удвоенный налоговый вычет по сравнению с ситуацией трудоустройства местного зарегистрированного безработного.

7. Следует обратить особое внимание на тех безработных, которым после переподготовки могли бы быть предоставлены места в бюджетной сфере (например, учителей).

8. Необходимо разработать специальную программу по привлечению безработных к труду в малом бизнесе и аграрной сфере (бесплатное выделение офисов, земли и присоединение к инженерным коммуникациям, льготное кредитование, лизинг техники и оборудования и т. д.). Это может быть особенно актуально для жителей средних и малых городов, для которых характерно наличие единственного градообразующего предприятия с высокими рисками массовых высвобождений персонала.

9. Центры занятости должны быть готовы к расширению программ общественных работ, особенно в средних и малых городах, где возможно высвобождение больших масс работников с градообразующих предприятий.

10. Необходимо рекомендовать увеличение потенциала региональных адресных программ социальной защиты малообеспеченных слоев и людей, находящихся в сложной жизненной ситуации, в региональных бюджетах на 2009-2010 гг. В ряде случаев для поддержки таких программ можно предусмотреть выделение целевых субвенций из федерального бюджета.