Публикации

Внешние условия развития Российской Федерации в 2007 – 2017 гг. Направление США

By 03.07.08 10 февраля, 2021 No Comments

Введение.

Отношения с США как наиболее могущественным государством современного мира в ближайшие несколько десятилетий будет занимать ключевое место во внешней политике России и во многом определять не только место РФ в мировой экономической и политической системе, но и перспективы российской модернизации. Несмотря на то, что в последние годы значимость российско-американских отношений снизилась для обеих государств, весьма вероятно, что к началу следующего десятилетия она опять начнет повышаться.
Несмотря на то, что в настоящее время отношения РФ-США уже не являются несущей осью мирового порядка, между Россией и США по-прежнему существует политическая взаимозависимость. Она заключается в следующем.

  1. Без российско-американского сотрудничества практически нельзя решить многие мировые проблемы, угрожающие безопасности обоих государств. Конфронтация же России и США серьезно усугубляет вызовы, которые в конечном итоге могут поставить угрозу самого выживания двух стран. При этом в течение ближайших 10-15 лет усиление сотрудничества двух стран будет необходимо в целях: стабилизации региона Расширенного Ближнего Востока; снижения нарастающей конфликтогенности Азиатско-Тихоокеанского региона и обеспечения мирного развития КНР как государства «статус-кво».
  2. Необходимость контроля над арсеналами ОМУ, доставшимися в наследство от «холодной войны» и проблемы разоружения.
  3. Потребность в большей управляемости международной системы. Опыт последних лет показал, что в одиночку Соединенные Штаты создать и закрепить новую систему глобального управления не в состоянии.

Несмотря на низкий объем нынешних торгово-экономических отношений РФ-США, экономическая взаимозависимость двух стран, прежде всего в энергетической сфере, будет углубляться. Все большая доля нефтегазовых месторождений будет приходиться на долю государств, не подконтрольных США и американским энергетическим корпорациям. Контроль последних над мировым энергетическим рынком будет падать. Соответственно, в США будет расти интерес к России и к другим странам бывшего СССР как к источникам энергоносителей.

1. Нынешнее положение США в мире.

Сегодня положение США в международной системе определяется их военным потенциалом, присутствием вооруженных сил Америки во всех ключевых регионах мира, развитой системой союзов и партнерств, охватывающей большинство наиболее влиятельных с политической и важных с экономической точки зрения государств, а также экономикой, остающейся крупнейшей и наиболее развитой в мире. Большое значение имеет также идеология США и их культурная привлекательность. Однако, в последнее врем этот фактор утрачивает прежнее значение.
Соединенные Штаты остаются и будут оставаться в среднесрочной перспективе единственной сверхдержавой, самым сильным государством планеты, далеко превосходящим все другие (и даже группы других стран) по комплексу слагаемых силы. Тем не менее, влияние США на международные процессы будет снижаться.
В настоящее время главную проблему США можно охарактеризовать как усталость от возложенной на себя миссии «мирового полицейского» и строительства гегемонистского порядка, основанного на доминировании одного государства. За усиливающейся внешнеполитической риторикой о расширении демократии во всем мире и искоренении тирании, а также нарастающей идеологизацией внешней политики США, скрывается нежелание предпринимать конкретные действия, и в первую очередь военного характера.
Учащающееся столкновение повесток дня США, с одной стороны, и результирующей международного сообщества — с другой, подрывают способность Америки выступать лидером и превращают ее в «оторвавшегося» неэффективного великана.

Существенным ограничителем внешней политики США выступают также следующие внутриполитические проблемы:

  1. Крайне низкий уровень общественной поддержки действий нынешней администрации и президента Дж. Буша, в частности. Это будет служить сигналом для следующих администраций США вне зависимости от их партийной принадлежности.
  2. Затухание у американского общества психологического «запала», вызванного событиями 11 сентября 2001 года. С каждым годом население США будет все менее готово жертвовать ради проведения наступательной внешней политики, направленной на активное реформирование международной системы.

1.1. Военный потенциал США.

1.1.1. В военно-стратегической сфере США отрыв США от всех других государств мира наиболее ощутим, причем как в количественном, так и в качественном отношении. Военный бюджет США составляет 40% мировых расходов на оборону и превышает суммарные затраты следующих за ними 10 стран. США вместе с союзниками и близкими партнерами составляют более трех четвертей мировых оборонных расходов. При этом в силу уже запущенных программ абсолютная и относительная военная мощь США в течение 5-7 лет будет продолжать расти.
1.1.2. 12 авианосных групп США контролируют главные морские маршруты. США располагают более 700 военных баз по всему миру. По техническому оснащению вооруженных сил и новым видам вооружений Америка опережает все остальные страны как минимум на полтора-два десятилетия.
1.1.3. Неясно, насколько серьезно намерение США сломать ядерный паритет с Россией и реалистична ли эта цель вообще, если, разумеется, Россия будет проводить минимально необходимую модернизацию своих стратегических сил.
1.1.4. Однако, несмотря на силовое преобладание и вероятность дальнейшего отрыва США от других стран в военной сфере, американская мощь оказывается малоприспособленной для современных задач. Как показал опыт войны в Ираке, американская армия не справляется с задачей успешного ведения партизанской войны и борьбы с международными террористическими сетями. При том, что в ближайшее десятилетие главные угрозы как США, так и мировой стабильности в целом, будут носить негосударственный характер, американские вооруженные силы по-прежнему ориентированы на борьбу с государствами без их последующего восстановления.
1.1.5. Кроме того, военные резервы США близки к истощению. Обычные вооруженные силы США уже используются по максимуму, и дальнейшее их наращивание (например, для ведения новой войны) не представляется политически возможным.

1.2. Экономический потенциал США.

1.2.1. Экономика США также не имеет равных в мире. Их ВВП составляет более 20% от общемирового, при этом на них приходится 41% производства высокотехнологической продукции. США уверенно сохраняют научно-техническое лидерство. На Америку приходится 50% суммарных затрат стран «Большой восьмерки» на образование и НИОКР. США производят 55% мировой аэрокосмической продукции, 34% компьютерного и 25% телекоммуникационного оборудования. По темпам экономического роста (3%-4%) США уверенно опережают другие развитые страны – государства ЕС и Японию. Товарооборот США приближается к 2 трлн. долл., составляя около 13% мирового экспорта и 15% мирового импорта. США также – крупнейший нетто-импортер и нетто-экспортер капитала.
1.2.2. Однако, американская экономика испытывает серьезные трудности, значимость которых в ближайшее десятилетие будет нарастать. В первую очередь, это дефицит торгового и платежного балансов США, растущая конкуренция доллару со стороны евро как валюте международных расчетов и резервной валюте, растущее бремя военных расходов, которое становится особенно тяжелым с учетом колоссального государственного долга США (8,3 трлн.долл. или 64,8% ВВП страны).
1.2.3. Рост бюджетного дефицита наносит американской экономике и стабильности финансовой системы США ощутимый вред. Прежде всего, он снижает доверие мировой экономики к доллару как резервной валюте. Со временем (через 3-6 лет) это может привести к снижению притока иностранного капитала в экономику США, кризису финансовой системы и снижению экономического роста.
1.2.4. Масштабы возможного экономического кризиса в США не стоит переоценивать, в особенности те, что вызваны бюджетным дефицитом. Так, в 1946 г. бюджетный дефицит США составлял 121% национального ВВП, при этом Америка обладала экономической гегемонией в мире. Кроме того, в дестабилизации финансовой системы США не заинтересованы другие страны мира, ущерб которых в силу их экономической слабости будет сильнее по сравнению с американским.

1.3. Внешняя политика США.

1.3.1. Глобальное изменение внешней политики США.

В глобальном масштабе американская внешняя политика ориентирована на сохранение собственного превосходства над всеми остальными государствами и их группировками. Одновременно США преследуют цель обеспечения себе максимальной свободы рук в мире и снижения контроля со стороны других держав и международных организаций. США также стремятся выстроить систему управления международной системой, основанной на принципах «мягкой гегемонии» и ориентированной на Вашингтон. Другие же страны, по мнению США, должны подстраиваться и подключаться к американской политике. Тем самым, любые партнеры Америки изначально воспринимаются ей как «младшие» партнеры. В целях консолидации вокруг себя мирового сообщества США провозгласили концепцию борьбы с новым «вселенским злом», представленным как «мировая несвобода».
Концептуально и идеологически нынешняя глобальная стратегия США основывается на постулате «победы» в «холодной войне», доказавшей, как считается, абсолютную правильность и универсальность американской либерально-демократической модели развития, а также эффективность выстраивания всего мира по образцу прежнего западного блока.
Однако, уже сейчас данная стратегия показывает свою неэффективность.

  1. Политика по ослаблению во многих регионах мира (в т.ч. на пространстве бывшего СССР) потенциальных лидеров, могущих просить вызов американскому доминированию, оборачивается общей региональной дестабилизацией, распадом и деградацией государств, началом меж- и внутригосударственных войн и конфликтов. Это, в свою очередь, создает вызовы для безопасности США, втягивает их в новые конфликты, настраивает против них как региональные державы, так и международное сообщество в целом, и ослабляет американские глобальные позиции.
  2. Создание новой системы управления мировыми процессами на деле оборачивается вакуумом управляемости: старые механизмы разрушаются, новые же не создаются или начинают создаваться в противовес США (ШОС). Америка оказывается изолированной от части мировых процессов. Подобная тенденция означает утрату Соединенными Штатами лидерства в международной системе.
  3. Ставка США на обеспечение себе свободы максимальной рук развязывает руки другим государствам для односторонних действий. В результате в ближайшие 5-10 лет будет нарастать тенденции к хаотизации. Подспудно разворачиваются новые гонки вооружений. Угроза со стороны США, распад системы гарантий безопасности толкает многие страны к опоре а собственные силы, том числе созданию собственных арсеналов ОМУ.
  4. Политика США по распространению демократии в Расширенном Ближнем Востоке на деле оборачивается серьезной и долгосрочной дестабилизацией государств с перспективой создания на их месте либо радикальных исламистских режимов, либо – сохранения хаоса. И то и другое не соответствует ни политическим, ни экономическим интересам Соединенных Штатов. Аналогичного эффекта политика США может достичь в регионах Центральной Азии и Закавказья, граничащих с Россией.

1.3.2. Региональные измерения внешней политики США

Европа

Роль Европы в системе американских внешнеполитических приоритетов серьезно ослабла после завершения «холодной войны» и появления новых очагов нестабильности. На сегодняшний день политика США в Европе заключается: в сохранении и расширении НАТО как главного рычага американского влияния на европейском континенте; в мягком противодействии наднациональной интеграции ЕС в сфере внешней политики и безопасности, превращению ЕС в независимый полюс силы; в усилении влияния за счет стран ЦВЕ и Балтии.
Превалирующей тенденцией отношений США с Европой является ослабление влияния США на своих самых давних союзников. Отчасти это связано с уменьшением зависимости Европы от США в сфере безопасности, отчасти с односторонним внешнеполитическим курсом самих США. Налицо углубляющееся расхождение между странами Западной Европы и США в ценностном восприятии международных отношений. Размывается общая повестка дня. Данная тенденция в течение предстоящего десятилетия будет усиливаться. Попытки США компенсировать ослабление позиций в Западной Европе за счет стран ЦВЕ и Балтии не будет достигать своего результата. (США будут тем самым препятствовать проведению объединенной политики ЕС в целом, но не смогут заставить Европу содействовать американской политике).

Восточная Азия.
В отличие от Европы, роль Азиатско-Тихоокеанского региона в американской внешней политике будет устойчиво повышаться. Уже сейчас на него приходится большая часть внешней торговли США. Этот регион в ближайшее десятилетие с высокой долей вероятности станет главным полюсом экономического роста. В нем же сосредоточены многие противоречия и потенциальные конфликты.
Американская стратегия в регионе ориентирована на поддержание в нем статус-кво и баланса сил, прежде всего, через поддержку союзников США (Япония, Южная Корея, Тайвань, Австралия, Филиппины, Таиланд) и проведением двойственной политики в отношении Китая. Эта политика совмещает в себе сдерживание китайского политического и военного усиления и экономического роста с попытками интегрировать и вовлечь КНР в систему региональных многосторонних связей, «зацикленных» на США. Между тем, все большая часть американского внешнеполитического истеблишмента воспринимает Китай как основного потенциального противника.

В последние годы развивается тенденция к ослаблению позиций США в регионе Восточной Азии, и прежде всего снижение влияния США на своих традиционных союзников. За исключением Японии и Австралии государства региона проводят политику лавирования между США и Китаем, причем подчас с большей симпатией к последнему. Причина заключается в одностороннем и агрессивном курсе, проводимым Вашингтоном на международной арене. Китай же в противовес проводит политику «мягкой дружеской» экспансии. Государства региона рассматривают экономический рост Китая как возможность развития собственных экономик.

Пространство бывшего СССР.
В отношении постсоветского пространства США проводят курс, направленный на его измельчение, плюрализацию и вовлечение в американскую систему союзов. Главный ориентир этой политики – предотвращение реинтеграции пространства бывшего СССР или его существенных частей под началом России, как в экономическом плане, так и в сфере безопасности. Параллельно с политическими целями США преследуют задачу обеспечения доступа к энергетическим ресурсам России, Закавказья и Средней Азии и средствами их транспортировки.

Расширенный Ближний Восток.
В настоящее время Расширенный Ближний Восток является главным региональным приоритетом американской внешней политики. С одной стороны, он является главным поставщиком энергоресурсов на мировой рынок. С другой стороны, из него исходят угрозы глобального исламистского терроризма и распространения ОМУ. Наконец, именно в этом регионе сосредоточены главные внешнеполитические проекты США: государственное строительство в Ираке и Афганистане.
Стратегия США по демократизации Расширенного Ближнего Востока – главный внешнеполитический проект администрации Дж. Буша – потерпел крах и может обернуться масштабным переделом власти в регионе в пользу исламистов и колоссальным ослаблением позиций США в ближайшие годы. Это делает вероятным увеличение ставки Америки на надежного регионального союзника – Израиль.

Латинская Америка.
Латинская Америка традиционно являлась «мягким подбрюшьем» США, и их стратегия в этом регионе традиционно ориентирована на предотвращение серьезного влияния в нем внешних сил. Однако, несмотря на то, что масштабного присутствия внешних сил в Латинской Америке по-прежнему нет, влияние США имеет тенденцию к ослаблению. Более того, усиливается тенденция блокирования стран Южной Америки против Соединенных Штатов. Крупные страны региона (Бразилия, Аргентина и даже Мексика) заявляют подчеркнуто иную точку зрению по многим международным вопросам (реформа ООН, применение силы), чем США. Все большее число стран начинает проводить прямо антиамериканскую политику (Боливия, Венесуэла). Изменение возможно лишь в случае переосмысления Вашингтоном экономических правил игры с развивающимися странами Южной Америки, отказа от их либерализации в интересах американских корпораций, или же возвращения Латинской Америки в список главных приоритетов политики США, в том числе силовой. Однако, вероятность этого крайне мала. Латинская Америка будет становиться группой все более независимых игроков на международной арене. (При сохранении небольшого числа марионеток США).

1.4 Отношения Россия — США.
1.4.1. Сегодня отношения Россия-США имеют явную тенденцию к ухудшению. Несмотря на сохранение общего партнерского формата отношений (причем обе стороны придают этому сохранению принципиальное значение), «позитивная» повестка дня отношений Россия-США постоянно сокращается. Стороны по-разному подходят к урегулированию главных международных конфликтов и вызовов (Ближний Восток, Иран), борьбе с международным терроризмом, сокращению вооружений и обеспечению контроля над ними, поддержанию стратегической стабильности (хотя здесь элементы сотрудничества по-прежнему превалируют).
1.4.2. «Негативная» же повестка для РФ-США постоянно растет. Договоренности, достигнутые на саммите в Санкт-Петербурге в июле 2006 г., могут замедлить эту тенденцию, однако не повернут ее вспять в ближайшие годы. Более того, «негативная» повестка дня затрагивает наиболее чувствительные вопросы для обеих стран, и прежде всего для России. РФ косвенно противопоставляет себя главному нынешнему лейтмотиву глобальной стратегии США – «распространению демократии». РФ и США ведут все более открытое соперничество на пространстве бывшего СССР. Определенное обострение отношений вероятно в ближайшие 5-6 лет.

2. Основные векторы и сценарии развития к 2017 году.

2.1. Эволюция положения США в мире к 2017 году.
2.1.1. В военной сфере США сохранят отрыв от всех остальных государств и их группировок как в количественном, так и в качественном отношениях. Более того, этот разрыв будет нарастать.
2.1.2. В сфере экономики, несмотря на возможные кризисы, США скорее всего останутся наиболее развитой, динамичной и мощной экономикой мира. И все же, имеются основания полагать, что в ближайшее десятилетие удельный вес и влияние США в мировой экономике будет снижаться, оставаясь при этом на весьма высоком уровне. Доля США в общемировом ВВП к 2017 г. может составить 17% — 19%.

2.1.3. Внешняя политика США в глобальном масштабе в течение следующего десятилетия будет характеризоваться следующими тенденциями:

  1. Трансформацией в сторону большей многосторонности, меньшего внешнеполитического и внешнеэкономического эгоизма, большей толерантности к международным институтам. Несмотря на снижение доли односторонности, полностью она, тем не менее, не уйдет.
  2. Некоторым переосмыслением стратегии в отношении «недемократических» стран, частичного переноса акцента с их демократизации на их стабилизацию. Однако, демократический мессианизм на уровне риторики в отношении к ряду стран (Китай, Россия), тем не менее, останется.
  3. Частичной переориентацией политики ослабления региональных лидеров на политику их поддержки в обмен на их относительную лояльность к США. При этом маловероятно, что такая политика окажется удачной в отношении ряда стран, в частности, Китая. Нельзя исключать, что после политики попыток ограничить влияние России на постсоветском пространстве США перейдут через 4-6 лет к попыткам сделать из РФ «лояльного» регионального лидера и гаранта стабильности значительной части пространства бывшего СССР. Многое здесь будет зависеть от успехов самой России, ее способности отстаивать свои интересы на периферии, а также от того, не войдет ли РФ в ближайшие годы в жесткую конфронтацию с США.

2.1.4. При сохранении абсолютных показателей американской мощи, влияние США в мире в 2007-2017 гг. будет снижаться. Большую роль в этом ослаблении сыграет уход США из Ирака, который прогнозируется через 2-3 года. Этот уход нанесет по американской внешнеполитической самоуверенности удар не менее сильный, чем их поражение во Вьетнаме. Если судить по длительности «поствьетнамского синдрома», Америка оправится лишь к 2012-2015 годам.
Ввиду отсутствия на сегодняшний день силы или сочетания сил, способных компенсировать ослабление Америки, сокращение влияния США будет оборачиваться не воссозданием классического многополярного мира, а усугублением вакуума управляемости в международных отношениях.
2.1.5. Нельзя полностью исключать, что ввиду имеющихся проблем экономики, внутренней и внешней политики, через 5-7 лет США вернутся к более реалистической, многосторонней и менее агрессивной политике, и будут способны на создание совместно другими ведущими державами мира новой системы глобального управления, основанной на «концерте великих держав» при лидирующей роли Америки.
2.1.6. В отношениях с Европой США будут к 2017 г. медленно, но верно терять позиции. Активное привлечение стран ЦВЕ и Балтии не сможет компенсировать возрастающую внешнеполитическую самостоятельность западноевропейских государств. США будут таже пытаться активизировать роль НАТО (в значительной, хотя и в меньшей степени, чем раньше, подконтрольной США) вне традиционной зоны ответственности союза. Однако, пока не ясно, насколько успешными окажутся эти попытки.

2.1.7. В отношениях с Восточной Азией, нынешняя тенденция ослабления позиций США в регионе будет в течение предстоящего десятилетия, скорее всего, нарастать. Однако, к его исходу она может замедлиться и повернуться вспять. Не исключено, что к 2017 г. возвышение Китая в Восточной Азии, в особенности в военном плане, будет уже не столько привлекать, сколько отталкивать от него региональные страны. При этом подобное развитие событий предполагает резкое усиление конфронтационности в отношениях США-Китай. К исходу следующего десятилетия конфликтный потенциал региона Восточной Азии серьезно вырастет.
2.1.8. Касательно политики США в отношении пространства бывшего СССР к 2017 г. следует прогнозировать определенное повышение его значимости в системе американских внешнеполитических приоритетов. В первую очередь, из-за дестабилизации Расширенного Ближнего Востока и возможного связанного с этим относительного дефицита энергоносителей на мировом рынке.
2.1.9. Четкие очертания политики США к 2017 г. в отношении Расширенного Ближнего Востока пока прогнозировать сложно. Между тем, можно с уверенностью предположить, что это будет политика ухода – более или менее скорого, с большими или меньшими негативными последствиями как для США, так и для региональной стабильности и управляемости.

2.1.10. Вполне вероятен сценарий прихода к власти во многих странах региона радикальных исламистов. Осуществление данного сценария во многом будет зависеть от того, какие действия США предпримут в отношении Ирана и его ядерной программы. Возвращение США к многостороннему курсу по ИРИ дают некоторый повод для оптимизма. Однако, вероятный провал многосторонних переговоров и попыток решить иранскую ядерную проблему через ООН могут привести к военным ударам США или Израиля по Ирану. Последние будут иметь для региональной стабильности катастрофические последствия. Соответственно, возрастет роль других регионов – поставщиков энергоносителей.

2.2. Эволюция отношений Россия – США к 2017 году.
2.2.1. В ближайшие несколько лет весьма вероятно определенное ухудшение отношений Россия-США.
2.2.2. Во-первых, с приближением в США выборов 2007 г. критика России будет усиливаться, причем со стороны как демократов, так и республиканцев.
2.2.3. Во-вторых, произойдет усиление соперничества РФ-США на постсоветском пространстве. Это связано с проводимой США политикой вовлечения Украины в НАТО и попытками США решить проблему «непризнанных государств» постсоветского пространства исключительно в пользу Грузии, Молдовы и Азербайджана.

2.2.4. Не исключено, что попытки силовым путем решить проблему «непризнанных государств» обернется прямым столкновением России с Грузией и (менее вероятно) Молдовой, вводом российских войск на территории «непризнанных государств» и обвинения России со стороны США в их оккупации или аннексии.
2.2.5. Вступление Украины в НАТО рискует и вовсе изменить общий партнерский характер российско-американских отношений. В этом случае вероятно резкое усиление военно-технического сотрудничества РФ с Китаем и антиамериканскими режимами «третьего мира», окончательная деградация «позитивной» повестки дня Россия-США, а также попытки переориентировать российский ВПК назад к противостоянию с США.
2.2.6. В-третьих, в ближайшие 5-7 лет будет усиливаться конкуренция России и США за контроль над энергоносителями государств бывшего СССР. В 2007-2012 гг. будет активизироваться политика США в Центральной Азии и в Закавказье с целью получения контроля над местными месторождениями и транспортной инфраструктурой.
2.2.7. В-четвертых, серьезным раздражителем отношений РФ-США в ближайшие годы будет являться внешнеполитическая независимость России на международной арене и ее нежелание поддерживать многие направления американской политики (в отношении Китая, Расширенного Ближнего Востока, Ближневосточного конфликта, таких стран, как Сирия, Иран, Венесуэла).
2.2.8. Однако, к середине следующего десятилетия имеет смысл прогнозировать улучшение отношений РФ-США на новой основе. Оно будет вызвано такими факторами, как:

  1. относительное ослабление глобальных позиций США;
  2. обострение ряда общих вызовов безопасности (распространение ОМУ, возможная дестабилизация Пакистана и так далее).
  3. усугубление вызовов безопасности России вследствие проблем в Центральной Азии;
  4. дестабилизация и хаотизация Расширенного Ближнего Востока;
  5. деградация управляемости международных отношений;
  6. разрастание масштабов международной террористической деятельности.
  7. ослабление политического влияния России, ее представительства в ведущих международных институтах и форумах принятия решений, вследствие ухудшения российско-американских и российско-западных отношений.
  8. угроза попадания РФ в серьезную политическую зависимость от Китая;
  9. усиление к 2017 г. КНР до масштабов, угрожающих безопасности как России, так и США.

2.2.9. К середине следующего десятилетия нельзя исключать признание США (и западным миром в целом) особой роли России как гаранта новых правил игры на постсоветском пространстве. В том числе, в области энергетики. Америке объективно выгоднее договориться по энергетическим вопросам с Россией, чем усиливать зависимость от нестабильных и антиамерикански настроенных стран Латинской Америки и Ближнего Востока.

2.2.10. Дальнейший отказ России и США нормализовать отношения для решения указанных проблем будет чреват серьезными вызовами безопасности и экономическому развитию обеих стран.
2.2.11. Улучшение отношений РФ-США к 2012-2017 г. будет происходить на многосторонней основе и может являться частью выстраивания новой многосторонней системы глобального управления.

Данный раздел предлагается в качестве предложений для подготовки планов-сценариев ситуационных анализов, которые планируется провести на втором этапе исследования.