Новости

Экономический кризис в России: экспертный взгляд

By 09.02.09 No Comments

В Институте современного развития коллектив авторов представил доклад  на тему «Экономический кризис в России: экспертный взгляд».

 

В работе излагается авторский взгляд на развитие экономического кризиса в России, возможные сценарии государственной экономической политики, а также формулируются предложения по антикризисным мерам, необходимым как для выхода из кризиса, так и для построения будущей, посктризисной экономики страны.

Среди авторов  доклада: директор по стратегии и корпоративному развитию компании «СУЭК» Анна Белова; президент фонда «Институт энергетики и финансов» Леонид Григорьев; член правления Института современного развития, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, советник заместителя председателя правления РАО «ЕЭС России» Олег Перцовский и др.

Представляя основные тезисы доклада, Председатель Правления Института современного развития Игорь Юргенс отметил: «Уже сегодня необходимо выстраивать мост из нынешней ситуации в новое качество экономики, которое сложится по выходу из кризиса. И, в первую очередь, речь идет о переводе российского рыночного хозяйства в новое равновесное состояние. Кризис — это не только вызов, не только потрясение, не только потери, это еще и новый коридор возможностей. Ломая сложившуюся систему, он расчищает место для системы новой, архитектуру которой еще только предстоит создать. И нам надо серьезно подумать об исправлении не только очевидных дефектов мировой финансовой системы, но и тех не менее очевидных перекосов и деформаций, которые тормозили развитие России задолго до начала мирового кризиса».

 

Авторы доклада, говоря о болевых точках российского кризиса, отмечают, что «к началу 2009 года российская экономика вступила в промышленную рецессию, сопровождающуюся обесценением рубля, ростом безработицы и приостановкой инвестиционных программ». Уникальность ситуации, по их мнению, состоит в том, что «отечественная экономика испытывает … свой первый полноценный рыночный кризис, отягощенный слабостью финансовой системы, с легкостью «импортировавшей» шик из-за рубежа».

 

В докладе были проанализированы предпринимаемые Правительством РФ антикризисные меры.  Авторы выделяют поддержание ликвидности банковского сектора и его капитализации, установление лимита на предоставление госгарантий, объем дополнительной поддержки малого бизнеса. При этом эксперты приходят к выводу, что существует явная необходимость корректировки параметров уже принятого бюджета – 2009, а «в программе намеченных антикризисных регулятивных мер неизбежны изменения». Эксперты отмечают, что «вместе с национальными резервами  (уже сократившимися на треть) страна теряет время для настройки экономики на новое качество послекризисного роста».

 

Одновременно они предостерегают от ряда шагов, и, прежде всего, ограничения конкуренции, и обращают внимание на необходимость «переформатирования госрегулирования – его настройку на конструирование условий для будущего экономического роста».

 

В докладе представлены возможные сценарии государственной экономической политики, среди которых:

 

  • дирижистский сценарий «Прямое ручное управление», который позволит минимизировать потери для наиболее приоритетных предприятий и секторов экономики;
  • либеральный сценарий «Естественный отбор», в рамках которого подразумевается, что рыночные силы без внешнего вмешательства обеспечат отбор наиболее эффективных экономических агентов  и скорейшее восстановление экономики;
  • либерально-дирижистский сценарий «Поддержка и развитие возможностей»,  основанный на связанной системе мер, направленных на минимизацию последствий кризиса, включая государственную поддержку инвестиционного спроса в ключевых отраслях и конечного потребления, создание системы стимулов для формирования экономики с заданными характеристиками (конкурентоспособность, диверсифицированность, инновационность), которая позволит пройти кризис наименее болезненно и выйти из него с более эффективной экономикой.

 

Отмечается, что «до настоящего момента основные меры, принятые и реализуемые Правительством, преимущественно были характерны для сценария «прямого ручного управления».

 

В докладе представлен ряд мер, реализация которых, по мнению экспертов, позволит «наиболее адекватно противостоять выявленным вызовам».

 

Среди предлагаемых мер:

 

Регулятивные меры в финансовой сфере – отмечая наличие нескольких «развилок» в действиях денежных властей (в том числе, связанных со сдерживанием инфляции; способностью регуляторов к консолидации банковского сектора; сохранения статус-кво либо переходу к реформе банковского сектора; направления ресурсов на финансирование бюджета или внешнего корпоративного долга), эксперты акцентируют внимание на том, что «при любом решении фактически безальтернативным оказывается выдвижение частного бизнеса на главную движущую роль в преодолении рецессии…Крайне важны акцентированные меры по укреплению конкуренции и защите частной собственности».

 

Поддержка реального бизнеса. В рамках реализации этой задачи предлагается дополнить и/или уточнить уже осуществляющиеся меры:

—          стимулирование спроса посредством более активной реализации инфраструктурных проектов;

—          изменение критериев выбора приоритетных компаний для получения доступа к государственному финансированию (гарантиям, субсидиям на процентные ставки);

—          стимулирование инвестиционного спроса посредством предоставления доступа к государственному финансированию (гарантиям, субсидиям на процентные ставки);

—          обеспечение спроса на продукцию отдельных отраслей.

 

Противодействие негативным социальным последствиям. Здесь, помимо сформулированного и реализуемого Правительством комплекса мер отмечается, прежде всего, «необходимость резкого повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на профессиональную переподготовку».

 

Антикризисное регулирование на региональном уровне. По мнению экспертов, «сопоставление с кризисом 1998 года показывает, что при всей специфике нынешней ситуации ключевой проблемой в сфере государственного управления становятся отношения федерального центра с регионами». Отмечается, «центральная власть подготовилась к кризису лучше региональных». Необходимо задуматься о возможностях «перераспределения социальных и экономических обязательств перед группами населения и бизнеса для нивелирования, минимизирования возникающих угроз, очень неравномерно распределенных по регионам страны».

 

Затрагивая тему антикризисных мер регионов и действий федерального центра, авторы пришли к выводу, что в условиях кризиса требуется существенный пересмотр стратегий регионального развития: «региональные стратегии должны быть выстроены так, чтобы минимизировать региональную конкуренцию за трудовые, инвестиционные и иные ограниченные ресурсы, и обеспечить взаимодополняемость стратегий различных регионов». В качестве основного фактора повышения инвестиционной привлекательности любого региона отмечается модернизация его экономики.

 

Анализируя  состояние современного российского общества, авторы приходят к выводу о наличии в обществе модернизационных сил. Они обращают внимание на то, что «восстановление общественного диалога… требует начала диалога между государством, бизнесом и всеми политическими и общественными силами страны».

 

Аналитический доклад «Экономический кризис в России: экспертный взгляд» (doc)