Новости

Проблемы государственного регулирования деятельности по созданию и распространению компьютерных игр в Российской Федерации

By 17.06.08 No Comments

Пресс-релиз Круглого стола

«Проблемы государственного регулирования деятельности по созданию и распространению электронных (компьютерных) игр в Российской Федерации»

Проблемы и перспективы государственного регулирования такой динамично развивающейся сферы современной культуры, как компьютерные игры, уже неоднократно обсуждались российской общественностью: законодателями и представителями игровой компьютерной индустрии, педагогами и психологами, представителями финансовых институтов и налоговых органов.

Поиску новых решений задач, стоящих перед отраслью, призван способствовать Круглый стол «Проблемы государственного регулирования деятельности по созданию и распространению электронных (компьютерных) игр в Российской Федерации», проводимый 16 июня 2008 года подкомитетом по технологическому развитию Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы ФС РФ совместно с Институтом современного развития.

Из стен Государственной Думы не раз выходили разнообразные инициативы, направленные на привлечение государства к регулированию доступа подростков и молодежи к компьютерным играм. Уже звучали призывы создать некий орган по образцу существующего в США Совета по рейтингам игрового программного обеспечения (Entertainment Software Ratings Board), чья задача — классифицировать игры по возрастной шкале. По мнению председателя подкомитета по технологическому развитию депутата Госдумы И.В.Пономарева, сегодня после вступления в силу Федерального закона «О саморегулируемых организациях» становится возможным максимально вовлечь в работу по созданию отечественной возрастной рейтинговой системы представителей самой игровой индустрии – производителей и издателей компьютерных игр. При современном уровне развития компьютерных технологий, считает депутат, значимость программного обеспечения вполне сравнима с педагогической, просветительской, культурной, информационной и пропагандистской значимостью кинематографа. Для развития инновационных технологий, к числу которых относится программное обеспечение (включая игровые программы), требуется установление законодательных институтов, призванных обеспечить отечественному производителю компьютерных программ государственную поддержку, с учетом специфики рынка данной продукции.

По мнению участников Круглого стола, существующих мер стимулирования отечественного производителя софта недостаточно.

Некоторые представители отрасли отмечают, что от уплаты НДС не освобожден целый ряд участники рынка и в первую очередь розничные продавцы. Значит, цена конечной продажи экземпляров произведений осталась на прежнем уровне, а объемы изъятия добавленной стоимости в бюджет с отрасли в целом уменьшились несущественно. Следовательно, доходность и привлекательность разработки программного обеспечения не изменилась, а о росте доли отечественных разработок на рынке говорить вообще не приходится.

Другие участники рынка игровых продуктов предлагают сосредоточиться на субсидирования государством производства сугубо российских разработок, основанных на материалах отечественной истории и культуры. В свое время французские парламентарии пошли по пути признания индустрии компьютерных игр сферой искусства. В России функцию распорядителя бюджетных денег в интересах воспитания подрастающего поколения мог бы взять на себя Госкомитет по делам молодежи. Инструментом для финансирования может стать специализированный фонд, аналогичный уже действующему успешно три года в России Фонду поддержки патриотического кино. Это позволило бы производителям и издателям игр получать финансовую поддержку государства наравне с кинематографистами.