Комментарии

Игорь Юргенс: «Кризис надо использовать для оздоровления»

By 09.02.09 19 февраля, 2021 No Comments

Материал опубликован в газете Business&FM от 9 февраля 2009

Сегодня можно услышать множество самых разнообразных «диагнозов» нынешнего состояния и перспектив российской экономики, по которой также ударил общемировой кризис. Особый интерес представляет мнение на этот счет вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей, председателя правления Института современного развития Игоря Юргенса, которым он поделился с редакцией Business & FM.

Игорь Юрьевич, как бы вы оценили нынешнее состояние российской экономики?

ИГОРЬ ЮРГЕНС: Кризис в российской экономике уже приобрел значимый масштаб. Становится общепризнанным фактом, что его характер еще далеко не полностью ясен. Но уже можно утверждать, что его нельзя считать ни кризисной «инфляцией», занесенной из западной экономики, ни чисто российским циклическим кризисом. Сочетание значимых внешних и внутренних факторов придает ему необычность, непохожесть на все ранее известные кризисы.

По итогам 2008 года приходится констатировать, что России не удалось переждать бурю в тихой гавани. Кризис полноценно затронул все сферы нашей экономики. Серьезные проблемы возникли и в реальном секторе российской экономики, и в ее финансовой и социально-политической сферах. К началу 2009 года российская экономика вступила в промышленную рецессию, сопровождающуюся обесцениванием рубля, ростом безработицы и приостановкой инвестиционных программ. Российская финансовая система оказалась не готова к мировому шоку 2007-2008 годов и повторила путь более развитых стран: через финансовый кризис к промышленному спаду. В целом мир прошел за год от выдающегося экономического подъема к системному кризису, представляющему собой комбинацию глобального циклического и финансового кризиса. Российская экономика испытывает, видимо, свой первый полноценный рыночный кризис, отягощенный слабостью финансовой системы, с легкостью «импортировавшей» шок из-за рубежа.

Почему мировой финансовый кризис так больно ударил по России?

ИЮ: Подъем в российской экономике в 1999-2008 годов базировался на использовании преимущественно старых производственных мощностей, определенного запаса рабочей силы, что обеспечило условия для высоких темпов роста при низкой норме накопления в 18-19% ВВП (только в 2007-2008 годах она поднялась до 21%). Опора на самофинансирование, низкая капитализация банковской системы, серьезное отставание развития рынка корпоративных облигаций не позволяли активнее использовать национальные сбережения. В большой мере как государственные, так и частные сбережения уходили за рубеж, а потом заимствовались через евробонды и банковские займы для инвестирования в российские компании.

Ряд обсуждавшихся пять-шесть лет назад проблем финансовой системы так и не были решены за время подъема. Время для создания институтов и инструментов развития, укрепления национальных банков и рынка корпоративных облигаций было в целом упущено.

Как вы оцениваете принимаемые государством меры по борьбе с развитием кризиса?

ИЮ: Российская антикризисная программа вписывается в общемировой опыт подобных мер. Антикризисное регулирование объективно противоречиво, инерционно и структурно детерминировано, то есть определяется экономическими и политическими интересами и мотивациями групп, представляющих звенья уже существующей секторально-отраслевой структуры экономики. Работая исключительно в реактивном режиме «скорой помощи», оно усиливает риск структурной иммобилизации, то есть «схлопывания» потенциала необходимых и назревших структурных сдвигов.

Многие из мер, которые были приняты правительством, являлись необходимой экспресс-реакцией на быстро развивавшиеся события в мировой и российской экономике. В то же время уже сейчас очевидно, что кризис носит не краткосрочный, а долгосрочный характер, охватывает все секторы экономики, создает целый ряд вызовов для российской экономической системы и отдельными «быстрыми» мерами справиться с ним не удастся.

Что необходимо сделать для поддержки реального сектора экономики?

ИЮ: Необходимо стимулирование спроса посредством более активной реализации инфраструктурных проектов. Расширение заказа на различные инфраструктурные проекты по цепочке приведет к росту спроса на продукцию целого ряда других отраслей. Таким образом, одновременно решаются вопросы повышения внутреннего спроса на продукцию различных отраслей и обеспечения занятости в этих отраслях, с одной стороны, и улучшения состояния инфраструктуры, влияющей на конкурентоспособность российских предприятий, — с другой. В условиях ограниченных финансовых ресурсов и ситуации, когда отсутствует ясное представление о длительности кризиса и перспектив возврата мировой экономики к прежним уровням потребления и производства, представляется, что акценты необходимо сделать в первую очередь не столько на увеличение объемов инфраструктуры в расчете на рост потребностей в будущем, сколько на доведение ее объемов до уровня, соответствующего текущим потребностям (автодороги, жилье, энергетика), и на улучшение ее качественных характеристик ( ЖКХ, энергетика, автодороги). Предлагается сформировать сводную программу реализации инфраструктурных проектов в различных отраслях с определением критериев выбора тех или иных проектов.

Вместе с тем необходимо изменение критериев выбора приоритетных компаний для получения доступа к государственному финансированию ( гарантиям, субсидиям на процентные ставки). Основными критериями могут быть не размер предприятия или число занятых, как это происходит сейчас (поддержка предприятий по этим критериям может быть целесообразна только в отдельных случаях и должна быть преимущественно направлена на снижение социальных последствий в случае их банкротства), а его эффективность и потенциал конкурентоспособности на мировом или внутреннем рынке. Критериями эффективности могут служить, например, создание положительной экономической добавленной стоимости, рост отношения производительности труда к заработной плате (при неснижении уровня зарплаты), положительная динамика объемов частных инвестиций в компанию, рост доли предприятия на рынках производимых товаров и услуг, опережающая среднеотраслевые показатели, динамика рентабельности и т. д. Это позволит избежать поддержки крупных, но неэффективных предприятий, которые и в условиях благоприятной конъюнктуры и наличия соответствующих возможностей не занимались повышением своей конкурентоспособности и в долгосрочной перспективе все равно проиграют конкурентную борьбу, причем часть ресурсов государства будет затрачена на их поддержку вместо предоставления более эффективным и жизнеспособным компаниям.

Помимо этого необходимо стимулирование инвестиционного спроса посредством предоставления доступа к государственному финансированию ( гарантиям, субсидиям на процентные ставки). Финансирование компаний с использованием государственного финансирования должно носить преимущественно «связанный» характер, то есть выдаваться на реализацию инвестиционных программ, направленных на модернизацию производства. Эта мера позволит одновременно создавать спрос на различные группы инвестиционных товаров и далее по всей производственной цепочке (хотя часть инвестиционного спроса будет неизбежно обращена к западным производителям более эффективного или не производящегося в России оборудования) и обеспечивать дальнейшее повышение эффективности и конкурентоспособности на посткризисный период. При этом актуальным представляется смещение акцентов от инвестиций в наблюдавшееся в последние годы экстенсивное развитие, направленное исключительно на рост объемов производства, к инвестициям в повышение эффективности производства.

Как видится, положительный эффект имело бы обеспечение спроса на продукцию отдельных отраслей. В некоторых случаях может существовать целесообразность госзаказа на продукцию отдельных отраслей для временной поддержки отрасли в расчете на восстановление спроса на рынке в обозримой перспективе. Критерии отбора этих отраслей должны быть публичными и обсужденными с экспертным и бизнес-сообществами.

Возможен и целый ряд других мер, направленных на решение описанных задач: поддержание и стимулирование внутреннего спроса, а также повышение эффективности экономики. Принципиально важно, чтобы создаваемая система антикризисных мер была взаимосвязана с долгосрочными целями развития экономики страны. Задача состоит не только в скорейшем выходе экономики из кризиса, но и в том, чтобы принимаемые для этого меры одновременно позволили бы повысить ее конкурентоспособность и кризис был бы использован для оздоровления всей структуры экономики.