Комментарии

О санкциях США

By 22.01.21 6 февраля, 2021 No Comments

Известный вашингтонский Центр за новую американскую безопасность (Center for a New American Security) опубликовал мониторинг санкций США против России («Sanctions by the Numbers. Spotlight on Russia»). Эта структура, которая, судя по всему, с приходом Дж. Байдена усилит свои позиции в коридорах исполнительной власти, регулярно отслеживает американские санкции по всему миру. Новая публикация мониторинга, в которой специальное внимание уделено России, почти совпала по времени с инаугурацией нового президента США.

Эти исследования Центра довольно внимательно прочитываются в некоторых важных структурах и аналитических центрах Соединенных Штатов и их союзников и принимаются во внимание при определении дальнейшей санкционной политики.

В десятые годы по количеству санкций США Москва с большим отрывом шла за Ираном — с 742 объектами рестрикций против 1815. При такой существенной разнице стоит, впрочем, учитывать и очень разный уровень интеграции России и Ирана в глобальную экономику. Ввиду большей открытости России введение против нее санкций заметнее сказывается на ходе мировых экономических дел. Но в то же время и сложнее выверять объекты, против которых «целесообразно» применять меры.

Естественно, что всплеск санкций начался с крымских событий и конфликта в Донбассе. Во второй срок президентства Б. Обамы под прицел санкций попали 458 юридических и физических лиц. Это больше, чем за все время правления Д. Трампа — 273. (До Крыма немногочисленные санкции объяснялись борьбой с международным терроризмом и международной организованной преступностью).

Можно обнаружить еще одно различие между вторым сроком Б. Обамы и президентством Д. Трампа. В первом случае на украинский трек пришлось более 86% всех американских санкций против России. При Трампе же их «география» расширилась за счет добавления мер из-за «агрессивного поведения» Москвы в киберпространстве, российского «вмешательства» в американские выборы и др. В результате доля санкций, связанных с Украиной, понизилась до менее 48%.

Команда Дж. Байдена вполне может поменять темпы, масштабы или характер санкционных мер, делая их более жесткими или менее болезненными для России сторону. Не исключено, что Вашингтон по каждому чувствительному для западной общественности поводу будет вынужден открыто отвечать, расширяя направления санкций и отходя еще дальше от украинской тематики. Не обязательно при этом существенно увеличивая общий список рестрикций.

Вместе с этим там, вероятно, посчитают нужным активнее действовать и в менее публичном режиме. Например, в киберпространстве, избегая чрезмерной для себя санкционной нагрузки.