Комментарии

К правоотношениям технологий

By 04.12.20 7 декабря, 2020 No Comments

Всемирный экономический форум (ВЭФ) вместе с известной американской корпорацией Deloitte выпустил доклад «Глобальное управление технологиями—2021. Покоряя новые технологии четвертой промышленной революции в мире COVID-19» (Global Technology Governance Report 2021: Harnessing Fourth Industrial Revolution Technologies in a COVID-19 World).

Доклад подготовлен загодя в качестве базового материала для обсуждения: на начало апреля следующего года ВЭФ планирует организацию в Японии первого Саммита по глобальному управлению технологиями. Тема саммита перекликается со второй частью заголовка доклада. Предполагается обсудить, с учетом опыта столкновения с пандемией, перемены в воздействии технологий на власти, общества и деловые круги, на их взаимоотношения.

Организаторы выражают надежду, что новые технологии помогут человечеству избавиться от пандемии и ее следствий. Ввиду того, что пандемия чревата дальнейшим усугублением неравенства в мире, особое внимание будет уделяться анализу полезного приложения технологий для выправления ситуации.

Эффективное использование разных технологий во благо человека в новой ситуации требует и новых моделей управления ими с помощью адекватных нормативно-правовых инструментов. С расчетом на их объективное и продуктивное обсуждение на Саммите, авторы доклада ставят задачи и для времен после пандемии.

Выборка технологий для анализа комплекса проблем их применения — искусственный интеллект, блокчейн, «интернет вещей», дроны, автономные средства передвижения. Среди выделенных для анализа пробелов в должном управлении новыми технологиями, которые требуется устранить: отсутствие или слабая база регулирования; нежелательное воздействие технологий из-за неверного умышленного или непреднамеренного применения; подотчетность; защита частной жизни и обмен данными; вызовы для безопасности в киберпространстве и в других сферах; наблюдение за людьми; нестыковки и ограничения в трансграничных потоках данных. С рассмотрением таких пробелов определяются некоторые рамочные схемы управления полезным применением новых технологий.

Нужно отметить, что документ подтверждает активизацию международных усилий по приведению норм регулирования в адекватное технологическим вызовам состояние, по созданию новых норм и правил, если это диктуется технологическим развитием. Он также свидетельствует о заметных недочетах властей и инновационных сообществ всех ведущих стран, в том числе об отставании работы с нормами и правилами регулирования создания и применения новых технологий от темпов развития последних — как на государственном, так и на международном уровнях. Высокую потребность в устранении этого отставания и в согласовании хотя бы базовых позиций на этом направлении ВЭФ и выражает своими инициативами и свежими материалами. Признавая при этом, что растущая конкуренция в этой сфере и геополитические неурядицы способны затормозить продуктивную работу.

Доклад и планируемый саммит могут представлять интерес для России и ввиду того, что в самое последнее время Москва проявляет особое внимание к вызовам искусственного интеллекта (ИИ). Это касается и вопросов должного регулирования разработок и использования ИИ.

Сейчас в ускоренном темпе идет работа над законопроектами об экспериментальных правовых режимах для отраслей экономики, использующих искусственный интеллект. По базовому закону «Об экспериментальных правовых режимах» с 2021 г. из 9 предусмотренных экспериментов 4 связаны с ИИ.

Напомним, что еще в июле Минэкономразвития России внесло в правительство концепцию развития регулирования в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 г. Эта инициатива министерства (вместе со Сбербанком и «Сколково») продиктована отсутствием специального законодательного регулирования, которое бы учитывало специфику применения ИИ и роботов. А уже через месяц, 19 августа, правительство ее утвердило.

В концепции описаны барьеры для внедрения новых технологий. Например, пробелы законодательства в области данных, что обусловливает проблемы защиты персональных данных и их использования или разграничения ответственности за причинение вреда при использовании ИИ. В целом же речь здесь идет, как указано в распоряжении правительства, об «определении основных подходов к трансформации системы нормативного регулирования в Российской Федерации для обеспечения возможности создания и применения таких технологий…»

В конце января 2021 г. вступает в силу Закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций. Как отмечено на сайте инициировавшего его Минэкономразвития, «впервые у государства, научного и бизнес-сообщества появился системный механизм тестирования в реальных правоотношениях технологий, которые в силу разных причин (прежде всего — инертность законодательства) использовать сегодня нельзя (искусственный интеллект, блокчейн, большие данные, нейротехнологии, квантовые технологии, виртуальная реальность)». На очереди другие технологии, требующие своих регуляторных ниш.

Национальные регуляторные органы не могут не работать с новым технологиями, а также с иными моделями бизнеса и инноваций. С появлением же прорывных технологий и резким оживлением здесь конкурентной среды им приходится или еще придется в весьма жестком временном режиме заниматься решением навалившихся, часто беспрецедентных проблем. В этой связи подчеркнем, что процесс, касающийся хотя бы перечисленных выше технологий, стартовал всерьез только во втором десятилетии XXI века.

На международном же уровне проблем и вызовов еще больше. Здесь общая модель регулирования в обозримом будущем вряд ли возможна, даже если целесообразна. Но и существенно отличные нормативно-правовые базы, особенно с появлением прорывных технологий, чреваты значительным усложнением проблем, большой неопределенностью результатов их использования, высокими барьерами для инноваций и инвестиций. Поэтому международному сообществу полезно энергичнее подключаться к обсуждению нужных состыковок в нормативно-правовом регулировании, а России — активнее участвовать на международных площадках и в дискуссиях по поводу нетривиальных вызовов новых технологий. Здесь доклад, претендующий на роль своего рода «инструкции для размышлений», вполне пригодится. Да и о Саммите стоит не забывать.

Сергей Кулик