Комментарии

Счета за Беларусь: из архивов

By 17.09.20 25 сентября, 2020 No Comments

«Открытые медиа» 11 сентября поделились своими расчетами, сколько Россия потеряла от поддержки Беларуси за период президентства А. Лукашенко. C 1995 г. получилось примерно 120 млрд долл. «суммарных потерь» с поправкой на инфляцию и в ценах 2019 г. (в номинальных цифрах — почти 100 млрд долл.).

Авторы поясняют, что расчеты складываются из: списания долга по разным соглашениям, включая внешний долг; заниженных цен на газ; переплаты «Газпромом» за приватизированный им «Белтрансгаз»; потерь при торговле нефтью; издержек единого таможенного пространства.

Они также ссылаются на пару других калькуляций. Российский институт энергетики и финансов ограничился льготными ценами на энергоресурсы и подсчитал убыток в 45 млрд долл. за 2012—2019 гг.

В 2017 г. Международный валютный фонд оценил масштабы российских «субсидий в экономику» за 2005—2015 гг. в 106 млрд долл. Субсидии включали льготные цены на энергоресурсы, межгосударственные кредиты, инвестиции российских компаний. Но они одновременно могли приносить и доход.

«Открытые медиа», в свою очередь, ориентируясь именно на убытки, оговаривают, что отказались от понятия «субсидии в экономику». Поэтому в расчетах справедливо учтены списания по кредитам, а не сами кредиты.

В целом авторы проделали добротную работу. Она тем более интересна ввиду явного дефицита экспертных усилий по такого рода неприятной для властей теме. Теме затрат (убытков) при «содействии» ближайшим партнерам России (включая помощь Украине в «докрымские» времена).

Наши профильные институты — тем более, с государственным финансированием — явно стесняются такой проблематики. Предпочитая данные, раскрывающие экономические и финансовые приобретения, в том числе высокую степень зависимости той же Беларуси от Москвы.

В результате уже длительное время отсутствует комплексный анализ приобретений и потерь в нашем партнерстве хотя бы с соседями по СНГ, включая Беларусь А именно такой подход позволяет получать более реальную и понятную картину, что весьма полезно и для наших властных структур (даже при их «аллергии» к теме убытков), и для принятия адекватных интересам государства и общества внешнеполитических решений.

В этой связи позволим себе покопаться в архивах ИНСОРа. Десять лет назад, в 2010 г., Институт первым попробовал предложить такой комплексный подход. В качестве отдельного проекта сначала в докладе, предназначенном и для руководства страны, а затем, на его базе, в небольшой книге «Экономические интересы и задачи России в СНГ». В ней нашла место и отдельная глава «Макроэкономика отношений России и СНГ: баланс приобретений и затрат».

В работе были представлены расчеты и издержек России в помощи прежде всего Беларуси и Украины как ведущим партнерам с середины девяностых до 2010 г. Возьмем «нулевые». Так, доходы Беларуси от экспорта продукции из российского нефтегазового сырья в 2000—2009 гг. составили почти 54 млрд долл. Они были получены от экспорта нефтепродуктов, остаточных продуктов нефтепереработки, технического углерода, аммиака, первичных нефтехимикатов и азотных удобрений, а также (менее 1% от общего дохода) от реэкспорта нефти и газа.

Эти цифры — одна сторона медали. Обратная — повышение доли реэкспорта российского нефтегазового сырья и экспорта производимой из него продукции в доходах белорусского экспорта. Если в начале нулевых она была примерно 20%, то в середине — уже 26% (для сравнения: приблизительно в 2,5 раза больше, чем в Украине).

Скрытые субсидии в пользу Беларуси при поставках энергоносителей по льготным ценам за 2000—2009 гг. приблизились к 45 млрд долл. (по нефти чуть более 19 млрд долл. и по газу — более 25 млрд долл.). При таких поблажках Беларусь, в свою очередь, не баловала Россию тарифами на транспортные услуги. В результате, только за 2006—2009 гг. Москва истратила по этой статье (железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт) 4,3 млрд долл., что составило 2,2% ВВП Беларуси.

В выводах работы касательно всего пространства Содружества независимых государств находим следующий тезис: «При оценке возможностей России в Содружестве следует отдельно рассматривать Белоруссию. Зависимость последней от России очень велика — причем по широкому кругу направлений экономического взаимодействия. Для российско-белорусских отношений характерна асимметрия мотиваций и результатов сотрудничества сторон: выгоды (приобретения) Белоруссии от сотрудничества имеют немедленный и жизненно важный для этой страны характер, тогда как текущие интересы России учитываются слабо, а возможные (совсем негарантированные) дивиденды от сотрудничества отнесены в будущее». За прошедшие десять лет мало что изменилось и это отчасти отражено в изысканиях «Открытых медиа».

Однако нынешние встряски в Беларуси много что могут поменять для России в привычном ходе экономических взаимоотношений и в устоявшихся связках приобретений и потерь. Это представляет очевидный вызов для экспертов, отвечая на который, от многих обозначенных выше вопросов увернуться будет гораздо труднее, чем прежде.