Комментарии

Битва за 5G в Европе

By 17.07.20 23 июля, 2020 No Comments

В середине июля Лондон отказал китайской Huawei в развитии телекоммуникационной сети нового поколения 5G на британской территории. Тем самым отменив свое разрешение полугодичной давности. Приобретение оборудования прекращается с 31 декабря 2020 г., а к концу 2027 г. операторы должны демонтировать оборудование Huawei, уже встроенное в их сети 5G.

Решение рассматривается комментаторами как крупная победа американской администрации, заточенной на противостояние с Пекином. Белый дом на этом не остановится и будет с удвоенной энергией давить на другие европейские страны, особенно на Германию и Францию, требуя последовать этому примеру.

Напомним, что Австралия отказалась от услуг Huawei еще в 2018 г. Но процесс набирает скорость только сейчас. В июне текущего года канадские и сингапурские компании определились с преференциями в пользу основных конкурентов китайцев, европейских «Эрикссон» и «Нокиа». В начале июля ответственный за кибербезопасность во Франции посоветовал операторам больше не закупать оборудование у Huawei.

Дело остается за Берлином, чьи решения ожидаются осенью и куда направлены взоры Китая, его союзников и оппонентов. Тот или иной вердикт Германии способен опрокинуть чашу весов, ему могут последовать многие европейские страны. А затем и целая вереница государств за пределами Европы.

Для сторонников сотрудничества с Китаем на европейском рынке атмосфера быстро меняется, и не в благоприятную сторону, хотя у них в багаже есть «железобетонные» аргументы.

Свое январское решение Лондон обосновывал перед американцами тем, что китайское оборудование не затронет стратегические («core») линии коммуникаций и что доля Huawei на рынке 5G не будет превышать 35%. Сторонники этим активно воспользовались: если уж самые верные союзники США, да еще и из разведывательного сообщества, заверяют в отсутствии серьезных угроз безопасности, то уж менее лояльных союзников будет не отговорить от проектов с Китаем. Всего через несколько месяцев британцы «переобулись на лету». Более того, с очевидными убытками.

Дело в том, что в своей технологической нише 5G по «стоимости-эффективности» китайцы впереди всех, и принятое Лондоном решение неизбежно повлечет дополнительные миллиардные затраты для адекватной компенсации потери такого поставщика (по некоторым прикидкам, пару миллиардов долларов). Плюс задержка в реализации проекта, обусловленная поисками адекватной замены китайскому оборудованию. Попутно заметим, что администрация Д. Трампа только начала стимулировать свои компании для создания конкурентных китайцам технологий 5G. В общем, даже критерии «стоимости-эффективности» и сроков внедрения оказались недостаточно весомыми мотивами.

В отличие от Великобритании, такой набор аргументов пока работает в континентальной Европе, хотя и в разной степени. В Германии в том числе. Там самый крупный мобильный оператор Deutsche Telecom с долей государства в 32% весьма тесно сотрудничает с Huawei и активно возражает против свертывания контактов по развитию 5G. Не удивительно, что его поддерживает министерство экономики — в том числе с помощью презентации затрат, качества, сроков, напоминаний об истории с январским решением Лондона и др.

По уровню кооперации и зависимости от Huawei по одну сторону баррикад с Германией Бельгия и Польша. Но у последней, с ее выраженной ориентацией на Вашингтон, больше доводов забыть о экономических и иных приземленных показателях. Другие страны Евросоюза, как Ирландия, Испания или Финляндия, зависимы от китайцев меньше. Тем не менее, все они скрупулезно калькулируют вероятные риски. Помимо политических, это риски, касающиеся самой компании.

В мае Вашингтон ввел новую порцию санкций, которые закрывают доступ Huawei к критически важным для 5G американским компонентам. Поэтому Huawei придется ориентироваться на Китай, где с качеством части компонентов не все обстоит гладко. В общем, майские меры повысили риски для клиентов компании, что принималось в расчет и в Великобритании.

Постепенное, но ускоренное «окружение» крупной компании, мирового лидера в определенном секторе (почти треть продаж телекоммуникационного оборудования) и в таком знаковом проекте, как 5G, представляется существенным индикатором стремления к быстрому и серьезному (или даже беспрецедентному) пересмотру правил игры на геоэкономическом поле. «Антикитайский синдром», в том числе попытки вытеснения Пекина с технологического рынка, повышает роль неэкономических соображений в принятии важных, на первый взгляд, неполитических решений в ведущих экономиках. Особенно касающихся вложений в «стратегические сектора», сокращения зависимости от поставок важных китайских товаров и услуг и др. — даже, вновь подчеркнем, с потерей упущенной выгоды.

В Евросоюзе некоторое время назад приступили к политике большей осмотрительности при допуске китайцев в важные сектора экономики и на инвестиционном треке в целом[1]. Но сейчас, как уже говорилось, речь идет о заметно ускоряющихся переменах не в пользу тесного сотрудничества с Китаем[2]. А это, естественно, воздействует на внутренний баланс сил, что продемонстрировал британский пример. И речь здесь идет не только о жестком давлении Вашингтона. Подождем знаменательного решения Берлина, который к тому же во вторую половину 2020 г. председательствует в Европейском союзе.

Сергей Кулик

Фото: Reuters


[1] См. подробнее: С. Кулик. Инвестиционная активность Китая в Европейском союзе. — Аналитический бюллетень Института современного развития, №3 (34), март 2015 г.; http://insor-russia.ru/files/INSOR_03_2015.pdf

[2] Cм.: С. Кулик. К саммиту ЕС-Китай. 26 июня 2020 г.; http://insor-russia.ru/publikaczii/17420/k-sammitu-es-kitaj/