Комментарии

ЕС под председательством Германии

By 07.07.20 No Comments

Германия вступила в полугодичное руководство Евросоюзом. Как и положено, Берлин заранее ознакомил с программой своего председательства. Именно в следующие шесть месяцев придется утрясти два знаковых и трудных вопроса общей повестки. Нужно одобрить Многолетнюю финансовую основу на 2021—2027 гг. (Multiannual Financial Framework) — документ, регулирующий на ближайшие семь лет ежегодный бюджет ЕС. Неурядицы, порожденные пандемией, повысили барьеры  для его согласования.

Еще сложнее обстоит дело с консенсусом касательно Европейского фонда восстановления (European Recovery Fund). Фонд объемом в полтриллиона евро создается по недавней инициативе Германии и Франции для оживления экономики. На последнем саммите ЕС 19 июня так и не удалось прийти к согласию по этому вопросу. Однако А. Меркель весьма жестко настаивает на возобновлении переговоров в июле и на принятии решения в самое ближайшее время.

В общем, председательство ведущего игрока Евросоюза пришлось как нельзя кстати для крайне непростого периода. Вместе с двумя ключевыми и неотложными задачами над ЕС — и над Берлином — все ниже нависают тучи других крупных вызовов. Поэтому германская программа вызывает повышенный интерес.

На этом фоне особенно заметно, что в приоритетах почти «затерялась» Россия. Она прямо упоминается на 24 страницах всего один раз, хотя не единожды подразумевается — в увязке с конфликтом в Украине и другими проблемами безопасности. Но не с экономическими, торговыми, инвестиционными и иными полезными для самой России делами.

Другое дело Китай, который,  — наряду, естественно, с США и темой трансатлантических отношений, — доминирует в программе, в том числе в подразделе «Наши геополитические приоритеты» (Our  Geopolitical Priorities) шестой главы. Притом на сей раз внимание к нему заметно сильнее, чем к американцам.

А вот Россия удостоилась места лишь в подразделе той же главы с малосимпатичным заголовком «Другие ключевые проекты» (Other Key Projects), да и в такой презентации: «Германия поддерживает Высокого представителя, который привержен активно формировать отношения ЕС-Россия на базе пяти принципов и доклада об их имплементации». И это — послание из Берлина.

Напомним, что указанным принципам жизнь дали «крымские события» с соответствующими критическим запалом Брюсселя и весьма неодобрительным восприятием Москвы. Последнее вполне объяснимо.

В марте 2016 г. руководители внешнеполитических ведомств Европейского союза утвердили пять принципов, положенных в основу политики в отношении России: полное выполнение Минских договоренностей; упрочение сотрудничества со странами «Восточного партнерства» и другими соседями, «особенно» в Центральной Азии; «укрепление внутренней устойчивости Евросоюза, в частности, в том, что касается энергетической безопасности, гибридных угроз и стратегических коммуникаций»; «избирательное взаимодействие с Россией» по внешнеполитическим вопросам; «готовность оказывать все большую поддержку гражданскому обществу России, содействовать и инвестировать в контакты между людьми, в обмены и в соответствующую политику». Пакет, весьма краткий, ярче высветил намерение заняться российскими вызовами «всерьез» и с меньшим «политесом», сохраняя приверженность практике санкций. Готовность же Евросоюза к «избирательному взаимодействию» фактически означала признание неготовности вернуться к формированию комплексного и долгосрочного формата наших отношений. (См. подробнее: Евросоюз: о пяти принципах построения отношений с Россией. — Аналитический бюллетень Института современного развития, №46, март 2016.)

За четыре года с тех пор, как был определен этот базовый подход Евросоюза к взаимодействию с Россией, Брюссель неоднократно засвидетельствовал отсутствие намерений серьезно корректировать политику на российском направлении. Программа Германии лишний раз подтвердила, что, несмотря на подковерную борьбу вокруг идеи таких корректив, сторонники более жестких подходов и инструментов, по меньшей мере, всё еще в большинстве.

В свою очередь, и Москва не планирует какие-то серьезные подвижки. Взять хотя бы пятый принцип о «гражданском обществе». А ведь Брюссель часто подчеркивает, что все принципы находятся в едином пакете.

Впрочем, в центре внимания руководства ЕС, как уже упоминалось, — Китай. Не только в контексте собственно отношений Брюсселя и Пекина. Китай прямо воздействует на трансатлантическую повестку и на ход диалога Евросоюза и Соединенных Штатов, которые требуют ужесточения политики Союза на китайском направлении. Поэтому прежде всего на этих двух треках  Брюсселю придется искать какие-то компромиссы, выделяя добавочные интеллектуальные, дипломатические и иные ресурсы.  По-видимому, не без оглядки на Россию. И в ожидании ноябрьских выборов в США.