Комментарии

А. Кортунов о десятилетии «Партнёрства для модернизации»

By 13.05.20 18 мая, 2020 No Comments

Старт совместной инициативы «Партнерство для модернизации» (ПМ) был объявлен в самом конце мая 2010 г. на саммите Россия-Европейский союз. В преддверии круглой даты этого знакового в истории обеих сторон события генеральный директор Российского совета по международным делам А. Кортунов предложил интересный материал «Грустный юбилей: десять лет «Партнерству для модернизации». Как справедливо отмечает автор, Россия и ЕС возлагали на инициативу большие надежды, и для оптимизма были свои основания. Но второе десятилетие XXI века стало временем серьезных испытаний и для Москвы, и для Брюсселя, включая крымскую историю. Впрочем, А. Кортунов замечает, что и до этой истории стороны перестали питать особые надежды  на полноценную реализацию ПМ и на позитивные прорывы в своих отношениях в целом.

Автор указывает на ряд базовых разногласий по приоритетам в реализации основной для России, по заявлениям президента Д. Медведева, задачи инициативы — инновационной и технологической модернизации страны. В пику рекомендациям Брюсселя Москва и тогда отказывалась признавать, что такую модернизацию не стоит проводить лишь «сверху» и уповать на крупный бизнес, игнорируя малые и средние предприятия и не считая нужным улучшать качество государственного управления, в том числе для привлечения европейских инвестиций и технологий.
Дальше — больше. На протяжении десятилетия, по очевидно правильному суждению А. Кортунова,  у нас  происходил постепенный отход от стратегии инновационного развития страны — во всяком случае, как она виделась во времена президентства Д. Медведева. Со своей стороны подкрепим это суждение, в частности, указанием на то, как была забыта принятая в тот период амбициозная Стратегия на сей счет — при отсутствии каких-либо попыток предложить достойное и долгоиграющее обновление.
К этому добавим еще одно наблюдение. После введения первой порции санкций из-за Крыма президент России в 2015 г. дал мощный сигнал серьезно и в скоростном режиме заняться самостоятельными (по крайней мере, без помощи США и ЕС) технологическими, в его же формулировке, «прорывами». Действительно,  были быстро сформированы программа «Национальная технологическая инициатива» и другие проекты, определены команды исполнителей, выделены внушительные средства. Но прошедшие пять лет не только оказались, мягко говоря, не очень удачными в части реализации поставленных и одобренных на самом верху задач. Эти годы подтвердили то, что в расстановке предлагаемых приоритетов по реализации ПМ прав был больше Брюссель. Это касается и повышения качества государственного управления и институтов, и усиления роли малого и среднего бизнеса, и необходимости дать волю инновационным инициативам «снизу» и т. д. и т. п. Без этого хотя бы приблизить инновационное и технологическое развитие страны к мировым трендам вряд ли удастся. Не говоря о высокой потребности тесного сотрудничества с ведущими игроками на этом поле — каковым, без сомнения, является Евросоюз (и останется таковым в будущем, несмотря на беспрецедентные встряски от пандемии).
Стоит согласиться и с заключительной частью статьи А. Кортунова. Даже с оглядкой на неурегулированные проблемы с Украиной и расхождения в траекториях политического развития России и ЕС нужно, «хотя бы в общих чертах,  хотя бы в виде карандашного наброска обозначить наше желаемое будущее». «Очень хочется надеяться, чтобы годовщина «Партнерства для модернизации» стала не только поводом грустить о несбывшихся надеждах последних десяти лет, но также и стимулом подумать о пока еще открытых возможностях следующего десятилетия». Действительно, последними  должно заняться поактивнее и поглубже.

Сергей Кулик

См.: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/grustnyy-yubiley-desyat-let-partnerstvu-dlya-modernizatsii/