Комментарии

«Стратегическая автономия» Евросоюза: начало пути?

By 05.12.19 11 мая, 2020 No Comments

1 декабря начала работать Европейская комиссия. Ее глава У. фон дер Ляйен обращает особое внимание на усиление роли Европейского союза и укрепление его самостоятельности в мировых делах. Первая задача довольно давно находится в списке приоритетов — с малыми подвижками в имплементации. А вторая, пожалуй, стала обсуждаться экспертами с таким накалом и охватом только в последние годы.
Необычно высокая активность во многом простимулирована переменами во внешних ориентирах новой американской администрации, всё менее склонной брать на себя традиционный тяжелый груз глобальных и региональных обязательств. И, соответственно, не скрывающей желания потесниться в некоторых, по американским интересам, зонах ответственности в пользу союзников — прежде всего из стран НАТО и ЕС.
Основная «зона ответственности» в видении Вашингтона — повышение финансовых нагрузок близких партнеров при ослаблении американских. По разумению президента США, определяемый им баланс зон ответственности и интересов страны должен быть ориентирован на «более справедливое» распределение финансового бремени в западном лагере. Не затрагивая ощутимо каналы зависимости союзников от Соединенных Штатов в геополитических делах.
Беспрецедентно откровенное видение «пользы союзников» в их кошельках вызывает и откровенное раздражение — будь то у Германии или у Южной Кореи. Тем не менее, некоторые из них, пусть неохотно, но вынуждены идти на уступки американцам относительно расходов на нужды НАТО и программы разной, включая военную, помощи по всему миру. Скорее всего, к ним присоединятся и остальные американские союзники — вопрос лишь в размерах дополнительного донорства.
Давление из Вашингтона оборачивается заметным повышением энтузиазма многих членов Евросоюза, стремящихся к большей независимости от американцев (что крайне обеспокоило оппонентов Д. Трампа в самих Соединенных Штатах). В этом отношении уже заметны перемены в расстановке политических и экспертных сил в Европейском союзе.
Такие тренды обозначены принятым в Брюсселе термином «стратегическая автономия» (СА). При этом он еще нуждается в уточнениях и более понятных формулах, хотя некоторые эксперты в оценке СА уже замахиваются на «концепцию» или «долгосрочную политику». Но и без этого очевидно базовое понимание «автономии»: речь идет прежде всего о сферах внешней политики и безопасности.
А это диктует определенные реформы, по крайней мере, ради двух значимых потребностей. Во-первых, для выработки реально выполнимых приоритетов с меньшей оглядкой на Вашингтон и других крупных внешних игроков и с большей отдачей для глобального веса Союза.
Во-вторых, для более эффективной интеграции именно в тех областях и на тех рынках, которые позволяли бы расширять промышленные, экономические и иные возможности ЕС для обеспечения заявленной «автономии». Это, например, касается наведения большего порядка на военно-промышленном рынке Евросоюза, где Брюссель крайне зависим от национальных правительств и США.
«Специфика момента» видится в том, что такого рода реформы ЕС пытается разрабатывать и проводить в жизнь не первый год. Но характер прежних попыток оказался не соответствующим текущим настроениям — готовности к получению большей независимости. Как, например, в реформировании рынка энергетики. Сейчас же вполне вероятен более решительный реформистский настрой, а соответственно, и существенно большее, чем ранее, сопротивление СА как внутри, так и извне.
Ожидание высокой волны такого сопротивления, наряду с другими факторами, объясняет существенный скепсис большинства политиков и экспертов (по обе стороны Атлантики) по поводу хотя бы приближения к желаемой «автономии». Тем не менее, любой сценарий СА в случае успешности даже малых шагов Брюсселя в той или иной мере будет затрагивать интересы крупных игроков, включая Россию. В зависимости от объектов приложения усилий — позитивно или негативно.
С учетом роли ЕС в мировых и региональных делах и его веса во внешнем сотрудничестве России нам стоит внимательнее (и оперативнее) присматриваться к ходам и приоритетам в устремлениях к «стратегической автономии» Союза. Причем не только на концептуальном уровне (чем больше увлечены как наши, так и зарубежные эксперты). В этой связи Институт в рамках проблематики «стратегической автономии» Европейского союза намерен делиться некоторыми соображениями — но в краткой форме и без обозначения выводов, а в качестве «информации для размышления».