Аналитический бюллетень

Аналитический бюллетень, выпуск 5 (48), май 2016

By 31.05.16 8 мая, 2020 No Comments

Институт современного развития представляет майский выпуск аналитического бюллетеня. Темы номера: глобальные вызовы — 2016; структурные реформы для национальных экономик; 13 пятилетка КНР.

Выпуск 5 (48)

В номере:

И. Юргенс. 13-я пятилетка КНР
Основные задачи и акценты очередного пятилетнего плана развития Китая. Характеристика внутренних и внешних проблем, сдерживающих «реализацию «китайской мечты» — построение контролируемого общества всеобщего благоденствия». Поддержание обширного госсектора и усиление регулятивных механизмов в экономике, жесткий контроль за СМИ и общественными настроениями в сочетании с планомерным усилением национализма «отвлекают много сил государства и ограничивают созидательные силы нового поколения. Одновременно усиливать рыночные факторы производства и сдерживать их еще никому не удавалось, тем более в масштабах без малого полуторамиллиардной нации».

С. Кулик. О глобальных вызовах-2016
К результатам нового опроса членов Совета Советов (Council of Councils) по десяти главным глобальным вызовам, «для преодоления которых явно не хватает возможностей национальных правительств и требуется сотрудничество планетарного охвата. Адресованные членам Совета… вопросы сориентированы на мнения об отдаче от действий мирового сообщества по купированию каждого из десяти вызовов и об эффективности международного взаимодействия в целом по этим вызовам в 2015 г., о ранжировании проблем как по их важности, так и по возможности их разрешения или смягчения в 2016 г., о необходимости реформ для укрепления кооперации касательно каждого вызова». Особое внимание в материале уделено проблеме контроля за миграционными потоками.

Н. Масленников. Структурные реформы — тренд и вызов
«Повышенное внимание правительств и денежных властей большинства стран мира к структурным проблемам — уже ясно обозначившийся тренд в изменениях регулятивной среды. …Речь идет о «правилах установления правил» экономической деятельности, создании новых и перезагрузке уже сложившихся рыночных институтов, переменах в системах госуправления, имплементации в национальные юрисдикции многих международных стандартов, норм и правил, а также постоянной реакции на ход процессов перебалансирования глобального хозяйства в целях сохранения/улучшения в нем своих позиций. Существенны на этом поприще и политические ограничения. Реформы необходимы, прежде всего, в секторах, где наиболее высоки концентрация неэффективных госрасходов, налоговое и административное бремя, издержки бизнеса, порождаемые дискомфортом применяемых регулятивных практик… Между тем, перемена правил — это почти всегда результат общественно-политического консенсуса, достигаемого в ходе преодоления лоббистских устремлений… Поэтому структурные реформы — это не только тренд, но и по сути системный вызов для стран, которые на них решаются. В полной мере это относится и к России, которая должна дать убедительный ответ своим переходом к новой модели развития на основе еще незадействованных источников экономического роста».