Аналитический бюллетень

Аналитический бюллетень, выпуск 9 (28), сентябрь 2014

By 01.10.14 8 мая, 2020 No Comments

Опубликован сентябрьский выпуск аналитического бюллетеня Института современного развития. Темы номера: участие России и стран Запада в урегулировании украинского кризиса; новые вызовы общемировой безопасности и роль России в глобальных институтах; российский финансовый сектор перед лицом санкций.

Выпуск 9 (28)

В номере:

Я. Урбанович. Бремя западного мира, или Украинский кризис как унижение и бессилие дипломатии

«Благонамеренное, но неуклюжее и поверхностное вмешательство Запада» грозит превратить Украину в «failed state», новую «черную дыру» Европы «Теперь Запад обязан — если только он не желает наступления новой эпохи «холодной войны» или чего-то еще более трагичного — и кнутом, и пряником заставить Украину действовать конструктивно, пережить неизбежные убытки, но примириться — вместе с ЕС — с Россией. Конечно, покрыв эти убытки политической и экономической (не только финансовой) поддержкой. …Единственное рациональное решение украинского кризиса — это совместный патронаж Евросоюза, США и Российской Федерации над реабилитацией Украины, в особенности экономической, с осуществлением некоего нового «плана Маршалла», позволив стране «залечить раны» и развиваться в качестве связующего элемента между Европейской ассоциацией свободной торговли и Таможенным союзом. Конечно, создание такого «попечительского совета» — это унижение для независимой (и большой в европейском масштабе) нации, однако реальная его альтернатива — затянувшийся вооруженный конфликт и экономический коллапс, продолжающий разрушать и легитимность государства, и скромный уровень благосостояния населения».


И. Юргенс. Выбор Украины и будущее Большой Европы

Выступление на 11-й ежегодной встрече «Ялтинской европейской стратегии» в Киеве 13 сентября 2014 г. «Украина сделала свой выбор в пользу интеграции с Европой и теперь от силы национального характера украинцев и от мудрости и прозорливости европейцев, если таковые качества будут проявлены, зависит успех этого исторического проекта… Это очень значительное событие в истории континента не отменяет императива формирования новой и конструктивной платформы политических и экономических отношений в Большой Европе». «…Международные усилия по урегулированию конфликта должны предполагать проработку совершенно новой конфигурации контрактных отношений стран Европы в торговой области с участием Евразийского экономического союза, Украины и Европейского союза». Предложен перечень возможных шагов в этом направлении.


С. Кулик. К вопросу о безопасности личности, государства и международного сообщества

России предстоит преодолевать целый ряд системных рисков, напрямую связанных с безопасностью личности и государства. Для ответа на них «необходимо использовать не столько финансовый, сколько институционально-регулятивный инструментарий. Участие в институтах международной координации позволяет более своевременно и адекватно оценивать качество и слабые места собственных институтов и инструментов госрегулирования. От иных же мировых игроков актуальные задачи обеспечения глобальной безопасности требуют прекращения попыток изгнать Россию с важных международных площадок. Наоборот, нужно стараться активизировать сотрудничество, несмотря на нынешние сложные времена. Это сотрудничество поможет выстраиванию в России сбалансированной системы «человек-государство-международное сообщество».


Н. Масленников. Санкции: вызовы новой реальности

О вероятных макроэкономических последствиях ограничительных мер Запада в отношении российской экономики, о влиянии уже введенных секторальных санкций на нефтяную и газовую отрасли России, на страховой и банковский рынки. «…Все отечественные базовые сценарии объединяет предпосылка, что геополитическая напряженность будет спадать, а санкционные режимы последовательно отменяться. Если она не реализуется, то экономике в ближайшие два-три года предстоит показывать околонулевой рост. Однако далеко не все зависит от успехов дипломатии и скорости внешнеполитической перезагрузки. Главным фактором рыночных рисков остается неопределенность экономической политики в среднесрочной перспективе. Это несопряженность действий денежных властей по переходу к таргетированию инфляции с планами правительства по налоговым новациям и тарифной политике, ухудшение качества бюджета, не проведение структурных реформ, вероятность реанимации пока отложенных решений (введение налога с продаж, ликвидация накопительных пенсий и т. п.) и многое другое. Вместе с тем, по мере «обживания» санкционной реальности… повышаются шансы для действий, ускоряющих переход к новой экономической модели».