Аналитический бюллетень

Аналитический бюллетень, выпуск 5/6 (24/25), май-июнь 2014

By 23.06.14 8 мая, 2020 No Comments

Институт современного развития представляет очередной выпуск аналитического бюллетеня.

Темы номера: тупик «борьбы интеграций» в Европе; «восточный разворот» российской экономики; настоящее и будущее НАТО; глобальная безопасность здоровья; внешняя политика и общественное мнение Германии.

Выпуск 5/6 (24/25)

Я. Урбанович. «Балтийский форум»: от интеграционного моста до помощи Украине

О ходе и итогах очередного «Балтийского форума», состоявшегося в конце мая в Юрмале (Латвия). «…Авторитетные политики и экономисты из 15 стран мира пытались совместно осмыслить нынешний острейший кризис в отношениях России и Запада и прийти хотя бы к частичному согласию по этой теме. Составной частью такой «мозговой атаки» стал анализ программной политики Европейского союза «Восточное партнерство». Ее реализация была связана с ошибками и трудностями, признаваемыми и на Востоке, и на Западе. В какой-то мере она оказалась и одной из причин украинской драмы…»

Н. Масленников, М. Войтенко. Восточный «разворот» — вызов возможностей

Интегрированность российской экономики в мировое хозяйство: современное качество и нереализованные возможности. «…Россия относится к типу стран со сбалансированным включением в глобальные потоки. Однако их интенсивность и отдача для национального социально-экономического развития много ниже, чем у стран-лидеров этой группы (например, Германии или США). Возможности, открывающиеся даже в связи со сложившимся уровнем вовлеченности в мировую экономику, используются малоудовлетворительно». Обзор перспектив российского продвижения на азиатские рынки. «И китайская, и большинство других развивающихся экономик Азии стоят на пороге крупных структурных преобразований, которые должны сопровождать смену моделей экономического роста. …Реализацию любого масштабного контракта необходимо будет постоянно сверять с тем, как на него будет воздействовать» этот переход. «Отработка на этом направлении новых «стыковочных узлов» с глобальным хозяйством, накапливаемый опыт их функционирования могут затем быть использованы по всем азимутам внешнеэкономического взаимодействия. Но это же по сути означает, что продвижение в Азию не оставляет альтернативы структурно-институциональной перезагрузке российской экономики».

С. Кулик. Глобальная безопасность здоровья

Проблематика глобального здравоохранения в повестке «Большой восьмерки». Роль российского председательства-2006 и нереализованный потенциал председательства-2014. «Переформатирование «клуба» неизбежно несет те или иные издержки для решения проблем глобальной безопасности здоровья — как и актуальных задач по реформированию подходов многостороннего сотрудничества. Тем не менее, России не стоит ослаблять свою роль и усилия в решении этих общих проблем — в том числе на других авторитетных площадках. …Задачи безопасности здоровья все теснее переплетаются с экономическими, социальными и иными вызовами развитию не только отдельных стран и регионов, но  и всего мира. И эти вызовы все громче будут стучаться в двери международных структур, которые данной темой пока всерьез не занимаются. Не случайно повестка дня российского председательства обозначила четкую взаимосвязь между рисками для безопасности здоровья и рисками для устойчивого развития».

Джонатан Мастерс. НАТО: весна-2014

Настоящее и будущее Североатлантического альянса в свете украинских событий. Справочный материал, подготовленный нью-йоркским «Советом по международным отношениям». «Опасения дальнейшей российской экспансии побудили лидеров Альянса пересмотреть систему обороны НАТО в Европе, особенно в восточной ее части… Генерал Ф. Бридлав, верховный главнокомандующий НАТО, заявил в мае, что Альянс должен подготовиться к будущему, в котором Москва больше не может рассматриваться в качестве партнера. Соединенные Штаты усилили присутствие НАТО в воздушном пространстве Польши и стран Балтии, и другие союзники, в том числе Великобритания, Германия и Дания, также намереваются обеспечить подкрепление. НАТО усилит влияние на Украине, включая стимулирование реформ в области обороны. Но Украина, как страна, не входящая в Альянс, остается вне зоны его ответственности, и существуют четкие ограничения ее возможного вовлечения в его институциональные структуры. По мере того как кризис на Украине затягивается, от НАТО ждут дополнительных мер по усилению коллективной безопасности…»

С. Кулик. Германия: работа с общественным мнением в формировании внешней политики

Общественные настроения как один из факторов, определяющих внешнюю политику Германии. «В последнее время германские элиты все заметнее поддерживают целесообразность активизации внешнеполитической работы — в отличие от большинства населения, пока предпочитающего сохранение статус-кво. Простых граждан еще нужно убедить в приемлемости изменений. Особенно в вопросах, касающихся военно-политической составляющей». Немцы о внешнеполитических приоритетах и международной активности Германии по результатам опроса Фонда Кёрбера (апрель-май 2014): цифры и рекомендации.