Аналитический бюллетень

Аналитический бюллетень, выпуск 6-7, ноябрь-декабрь 2012

By 19.12.12 8 мая, 2020 No Comments

 

Опубликован новый выпуск аналитического бюллетеня Института современного развития. Темы номера: российская внешняя политика в 2012 г.; обновление повестки G20; эксперты о региональных приоритетах в Восточной Азии; глобальное управление и глобальная экономика; возможности и перспективы «электронной дипломатии».

Выпуск 6-7, ноябрь-декабрь 2012

В номере:

И. Юргенс. Рывок на обочину: к итогам внешнеполитического года

«Внутриполитическая «подморозка», начавшаяся в ходе парламентских и президентских выборов, не могла не сказаться на внешнеполитическом позиционировании России. Пересмотр итогов перезагрузки отношений с США, охлаждение с Европейским союзом, рост антизападных настроений, подогреваемых сирийским кризисом — вот далеко не полный перечень внешних проявлений изменения курса, не декларировавшегося, но ясно ощущаемого… Предстоящее председательство Российской Федерации в G20 в наступающем году, а затем в G8 в 2014-м предоставляет возможность отбалансировать те перекосы, которые возникли между Россией и Западом… Дальнейшее скатывание в мировой «табели о рангах» не только недостойно такой страны как Россия, но и чревато ослаблением государства и пространственными потерями».

«Группа двадцати» — преемственность и инновации

1 декабря 2012 г. началось председательство России в «Группе двадцати» — неформальном объединении крупнейших экономик мира. Восьмой по счету саммит «двадцатки» пройдет 5—6 сентября 2013 г. в Санкт-Петербурге. «…Главная задача будущего года состоит в том, чтобы сконцентрировать усилия «двадцатки» на разработке мер, стимулирующих экономический рост и создание рабочих мест». Стимулирование инвестиций; доверие и транспарентность на рынках; эффективное регулирование — вот сквозные приоритеты российского председательства. Санкт-Петербург тем самым мог бы стать отправной точкой нового раунда саммитов, связанных общими целями, следование которым позволяло бы поэтапно структурировать глобальное управление переходом всемирного хозяйства в качественно новое состояние.

И. Юргенс, С. Кулик. Восточная Азия: о некоторых региональных приоритетах

В конце октября в Сингапуре прошел первый региональный семинар Совета Советов, в котором Россию представляет Институт современного развития. Участники семинара, посвященного теме «Азия на перепутье: приоритеты региона в XXI веке», излагают некоторые сформулированные в его ходе тезисы. «Среди вопросов повестки, ограниченной рамками Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, — развитие регионального сотрудничества в сфере безопасности, стимулирование внешнеэкономического сотрудничества, преодоление таких проблем, как распространение ядерного оружия и средств его доставки, территориальные споры, нестабильность финансовой системы…»

Н. Масленников. Глобальное управление – структурирование повестки

Перспективы глобального управления на фоне состояния глобальной экономики. «Многомерность текущих и ожидаемых рисков существенно усложняет процесс установления правил выработки новых норм общежития в условиях взаимозависимости, что, по сути, и является «замыслом предназначения» global governance… 2012 год доказал: глобальное управление будет малоэффективно без учета хода реальных структурных реформ в отдельных экономиках. Взаимные оценки их последствий для всех участников «глобальной игры» и корректировка национальных решений на этой основе способны стать качественным приращением регулятивной системы во всемирном хозяйстве. В свою очередь, будущий год вполне может оказаться рубежом в перерастании этой, пока еще рабочей гипотезы в драйвер global governance в его принципиальной роли одного из фундаментальных факторов становления нового образа мировой экономики».

С. Кулик. «Сетевая мощь» и дипломатия

«Прогресс в информационных технологиях, ускоряющийся рост роли киберпространства и социальных сетей порождают новую реальность не только для организаций и граждан, но уже и для государств. Возникающая информационная среда начинает диктовать свои правила игры госорганам, занятым во внешнеполитической сфере. Она усложняет международную систему, расширяет список ее участников, меняет форматы социально-политических событий, непосредственно затрагивающих мировую конфигурацию, становится фактором нестабильности и появления дополнительных угроз… Всё это усиливает напряжение для внешнеполитических структур и является одним из ключевых раздражителей, держащих их в постоянном режиме ожидания неприятностей… Вместе с тем, широкая поступь Интернета с нарастающим разнообразием сетевых каналов предоставляет этим структурам новые возможности в планировании и проведении внешней политики».